Николай Смородин, как и многие, приехал в Югру на заработки. Сын и две дочери заканчивали школу - нужны были деньги. Обычный контролёр по техническому состоянию транспорта, он оказался страстным путешественником. Не одну реку прошёл Смородин на своей байдарке. А началось всё с детства.
Что за поворотом?
Буквально "исползав" окрестности родной реки Вашки, Николаю стало интересно: а что там, за излучиной? Отсюда до страсти к путешествиям было уже рукой подать. Купил байдарку - и новоявленному путешественнику стали доступны верховья рек, куда на моторе не пройти из-за множественных завалов, а вот узкой лодке даже ручьи не были преградой.
Первое путешествие состоялось в 2003 году. От верха реки Сысол в Кировской области до Сыктывкара (старого Усть-Сысольска) Николай дошёл за 10 дней. Поход осложнился тем, что река местами была завалена деревьями, и кое-где ширина её была чуть больше ширины самой байдарки. Трое суток Смородин пробирался через завалы и волоком тащил судно по мели. В голову даже закрадывалась мысль: а не вернуться ли назад? "Если бы я повернул тогда обратно, - со смехом вспоминает Николай Егорович, - путешественника бы из меня, наверное, не получилось. Но, к счастью, до Сыктывкара я дошёл - и дело было сделано".
На следующий год маршрут был другим - но логичным продолжением предыдущего: от Сыктывкара до деревеньки Кеба, где и родился Николай Смородин. 24 дня пути - и зиму байдарка встретила в родном доме.
В 2005 году родная деревня стала всего лишь отправной точкой. От Кебы Николай Смородин прошёл до Архангельска за 17 дней по Вашке, Мезени и - по Белому морю. На это не решилось бы большинство путешественников и с многолетним стажем.
"Маршрут мы этот начали с женой, - вспоминает Николай Смородин. - Но когда дошли до деревни Каменка на берегу реки Мезень у самого устья, жена наотрез отказалась идти со мной дальше по Белому морю до Архангельска. И правильно, думаю. Жена вылетела в Архангельск, а я вывел байдарку в море. Через десять дней на горизонте уже маячил город. Шёл я, конечно, в прибрежной зоне, и с погодой повезло, - но один раз я всё-таки штормовал, сутки пришлось на берегу провести".
От Ханты-Мансийска до Архангельска
Следующее, четвёртое, путешествие состоялось уже в Югре: от Нижнего Сартыма по реке Пим, Оби, протоке Кедровой, Юганской Оби и Салыму до пос. Лемпино, где и живёт пока Николай, путь занял восемь дней.
После было и второе "хождение по морю" до Архангельска, и по верховьям Камы. И во всех походах Николая "везла" верная байдарка, которую он считает едва ли не лучшим водным транспортным средством. Когда Смородин разрабатывает маршрут, он не сидит над спутниковыми картами, не шлёт запросы во всезнающий Интернет и не узнаёт у бывалых походников перипетии предстоящего пути. Бумажная карта - и всё. Остальное преодолимо, говорит Николай Егорович. Маршрут можно узнать лишь тогда, когда пройдёшь по нему сам, а, узнав, уже готовишься в новый поход.
"Единственное, что меня сдерживает, - смеётся Смородин, - работа. Время моих походов ограничивается лишь временем моих отпусков. Ведь надо спланировать маршрут, рассчитать, сколько еды взять с собой, - и выйти в поход. Как бывалый походник приучил свой организм экономить: тушёнка, крупы, чай, соль, сахар - запас продуктов небольшой, но нужный, чтобы восстановить силы. А из снаряжения только самое необходимое: топор с ножовкой, нож, моток крепкой верёвки, одноместная палатка и снасти. Вот, в общем-то, и весь нехитрый набор. Я авантюрист по натуре". Жена авантюриста обычно ждёт неугомонного путешественника дома: знает, что вернётся. Ведь связи с Николаем в его походах не бывает - остаются вера и терпение.
Ружьё, кстати, Смородин с собой не берёт. Верю, говорит, что не придётся его применять. Хотя однажды в верховьях Вашки Смородин столкнулся с медведем нос к носу, прямо в зрачки взглянул. Но Хозяин путешественника не тронул - видимо, не захотел обижать хорошего человека... На этой излучине Николай и заночевал, страха у него уже не было.
На берегу Белого моря как-то мог Смородин и попрощаться со своей верной спутницей - байдаркой... Во время отлива причалил он к берегу, завидев избушку, протащил байдарку, сколько смог, на 50-метровом шнуре по песку и, привязав шнур к колышку, вбил последний по самую макушку. Попил чай в избе, поел, поспал немного и вышел на берег, - а байдарка-то на горизонте в открытом море! Разделся Николай и поплыл, а температура воды градусов 8... И до байдарки всё так же далеко. Боялся одного: выдернет колышек - и унесёт плавсредство в море. В какой-то момент подумал: жизнь дороже - и вернулся обратно. Пришёл отлив - и байдарка оказалась на берегу. Выдержал колышек-то...
Сейчас Николай Смородин мечтает дойти от Ханты-Мансийска до Архангельска. А всё, что задумывает этот непоседливый человек, обычно вскорости сбывается. "Планы мои в основном связаны с тем временем, когда пойду на заслуженный отдых, - говорит он. - Главное - силы и здоровье для будущих походов сберечь. Но тогда меня дома точно будет не застать".
Досье
Николай Егорович Смородин родился в 1957 году в деревне Кеба Лешуконского района Архангельской области.
В 1979 г. окончил Архангельский лесотехнический институт. С 1979 г. начал трудовую деятельность. С 2000 года работал в компании "Сургутнефтегаз", с 2008-го - контролёром по техническому состоянию транспорта в "Управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитального ремонта скважин". Женат. Сейчас проживает в пос. Лемпино.