Сургутские активисты подвели итоги работы уникальной горячей линии: в течение недели жители двух микрорайонов города - посёлка железнодорожников и "ПИКС" - могли рассказать волонтёрам обо всех неосвещённых дворах, тропинках и закоулках.
В абсолютной тьме
"Можно назвать почти любой адрес в железнодорожном посёлке - и не ошибёшься, свет есть только вдоль дорог, а во дворах темно, - на "горячую" линию дозвонилась Ольга Андреева. - Экономят на нас: двенадцатый год здесь живу, а фонари во дворах всё не горят, в управляющей компании говорят, что света и от ламп у подъездов хватает. А они еле светят. Осенью - грязь, зимой - гололёд, передвигаемся буквально на ощупь". "У дочери как-то сняли шапку и сумку отняли. В этой темени можно и ногу сломать. И ведь обойти никак нельзя - вокруг заборы", - поддерживает мнение соседки Екатерина Юзова.
Сургутянин Геннадий готов провести ночную экскурсию по самым тёмным местам посёлка для любого, кто скажет, что "с освещением там всё хорошо": "Как провели здесь свет тридцать лет назад, так и забыли. Строили на время, чуть ли не колышками фонари подпёрли, а вышло, что навсегда. Город весь фонарями сияет, а мы - забытый всеми микрорайон". По мнению Геннадия, решить проблему важно ещё по одной причине: каждый, кто приезжает в город, первым делом видит все ужасы железнодорожного посёлка, эти улицы - визитная карточка Сургута.
54 звонка приняли по телефону "горячей линии", проводимой в рамках мини-марафона "Светлые дворы", организаторы акции, участники молодёжного общественно-политического проекта "У.Д.А.Р. /Учёба Для Актива Региона". Невнушительная, на первый взгляд, цифра - но это индикатор настроения жителей. Большинство звонящих признавались, что уже отчаялись хоть как-то изменить ситуацию.
"К 20-й школе ведёт тропинка, идти приходится в полной темноте, - рассказывает Юрий Сергеев. - Крадёмся вдоль забора. Тут и взрослым-то страшно, а детям и подавно. Рядом - два детских сада. Тротуара нет, а нам говорят, что средства не предусмотрены, мол, скидывайтесь всем миром".
Оптимисты-жители даже не стали фантазировать о том, где бы они установили дополнительные источники освещения. Уставшие от темноты, они просят только об одном: пусть начнут гореть фонари там, где они должны быть. "У домов по улице Привокзальной долгие годы светила "ромашка", но когда решили поставить в микрорайоне антивандальные светильники, её почему-то отключили, - рассказывает Зинаида Николаева, позвонившая на номер "горячей" линии, по её признанию, от имени жителей четырёх домов. - Сказали, дорого. А ведь света хватало на несколько дворов и на дорогу до школы".
Беспросветно?
Не о комфорте, а о собственной безопасности в первую очередь беспокоились жители, дозвонившиеся на "горячую" линию. По данным правоохранительных органов: до 90% всех уличных преступлений приходится на тёмное время суток. К примеру, с начала осени в Сургуте были совершены 71 грабёж и 101 кража с автотранспорта, львиная доля - с 18 до 24 часов. "Для грабителя важно скрыть своё лицо, и темнота сургутских дворов - верный ему в этом помощник, - комментирует ситуацию начальник отдела обеспечения общественного порядка УВД по Сургуту Игорь Топчиев. - Полностью освещённый двор или улица - это уже одна из действенных профилактических мер. Мы и сами боремся с проблемой неосвещённости. Участковые сообщают нам информацию о потенциально опасных, слабоосвещаемых точках, мы пишем представления в адрес администрации города, управляющих компаний. Но, как правило, получаем одни и те же ответы: или нет денег, или наличие фонарей в этих местах не предусмотрено планом. В итоге жителям просто предлагают обходить стороной тёмные места". По словам Игоря Топчиева, активности только участковых мало, необходимо, чтобы жители и сами обращались с подобными фактами в милицию: большой общественный резонанс всегда выступает катализатором процесса.
Не радует и официальный ответ, полученный инициаторами мини-марафона из департамента городского хозяйства: объём финансовых средств, выделенный из городского бюджета в 2010 году на ремонт наружного освещения улично-дорожной сети города, мероприятий по улучшению освещения автодорог в микрорайонах "ПИКС" и железнодорожников не предусматривает. За придомовую территорию ответственность несут управляющие компании. На момент публикации ответ от них получен не был, но в предварительном разговоре представитель одной из них заявил, что "проблем с освещением в их микрорайоне нет".
Теперь организаторам мини-марафона "Светлые дворы" предстоит вступить в длительную переписку с чиновниками - чтобы довести начатое дело до конца. Письма с полной картой тёмных и слабоосвещённых мест, которая составлена по итогам работы "горячей" линии, анкетирования и мониторинга территории, проведённого своими силами, до начала декабря будут направлены в местную администрацию, думу, в милицию общественной безопасности и управляющие компании.