В мире искусства Галина Визель - человек не просто известный, но в некотором роде непревзойдённый. Нет сегодня в округе второго такого мастера, который бы сумел в керамике создать столько неординарных произведений искусства, который бы так осмыслил древнюю культуру обских угров и придал ей современное звучание.
Сначала было... полотенце
- Галина Михайловна, распространено мнение, что если человек занимается керамикой, то в основном он производит бытовые предметы или вещи...
- Не могу я лепить бабочек, цветочки, горшочки! Утилитарные вещи не для меня. Я делаю в основном выставочные или монументальные работы. Этому меня учили мои педагоги, старые мастера. Они подчеркивали, что прежде всего нужно ценить традиции народных умельцев, перенимать у них всё самое ценное.
- А когда Вы провели свой первый художественный эксперимент?
- В детстве. Как-то с подругой мы забрались на чердак её дома, а там оказались коробки с масляными красками и трафаретами для нанесения на ткань. Мода была такая - ковры на простынях. У меня глаза загорелись, и я выпросила несколько тюбиков с красками. Затем радуга красок покрыла вафельное полотенце в доме...
- И всё же в художественное творчество Вы пришли не сразу...
- В 16 лет я пришла на тюменский деревообрабатывающий завод. Днём работала в лыжном цехе, а после работы училась в вечерней школе молодёжи. Аттестат зрелости получила там. Потом поступила в медицинское училище. Отучившись на акушерку, распределилась в Ашхабад. Но там долго не задержалась. Конечно, на Востоке много интересного. Там, по сравнению с Тюменью, совсем другой мир, иной уклад жизни, колорит, воздух, цвет - экзотика. Впечатления были настолько яркими, что мне захотелось их выразить в цвете, в пластике и рисунке. Сначала поступила в художественное училище, а потом и в институт. Одновременно работала акушеркой в Ташкентском роддоме. Так что у меня медицинского стажа 10 лет, причём 3 года я проработала операционной сестрой.
- То есть на жизнь зарабатывали сами?
- Ну, а как по-другому? В Средней Азии очень сильны традиции керамической школы, в изучение которых я и окунулась с головой. На производственной практике на Конаковском фаянсовом заводе я получила колоссальный опыт работы с фаянсом. Ну а во время преддипломной практики побывала в древних городах - Самарканде, Бухаре, Хорезме, Хиве. Деревянные резные двери, керамические изразцы, архитектурные памятники поразили меня своим изяществом и величием. И моя дипломная работа - терракотовые пласты с горельефом "Ремесленники Беш-Агача" с жанровыми сценами была навеяна впечатлениями из быта местного населения.
А дома лучше...
- Ваша творческая карьера в Узбекистане складывалась весьма успешно. Вы постоянно участвовали в республиканских выставках. Вы создали приз для кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки, который тогда проходил в Ташкенте. Вас приняли в члены Союза художников СССР. Там Вы создали свою семью, там родились Ваши сын и дочь. И вдруг в 40 лет возвращаетесь в Тюмень...
- Наверное, я приняла тогда правильное решение. Вместе с мужем Александром мы устраивали совместные выставки в зале Тюменского музея ИЗО. А в 1983 году я впервые оказалась в Салехарде, Харасавее, на буровых у нефтяников. После той поездки и пришло увлечение самобытной культурой обских угров, их легендами, мифами, сказаниями, фольклором. Практически каждый год у меня появлялись большие серии работ. И первая "Боги и духи". Позже я создала многофигурную композицию "Праздник медведя", состоящую из 3 частей: "Медвежье капище", "Золотая баба", "Праздник медведя". Во время моей юбилейной персональной выставки в 2001 г. я мечтала показать свои работы в Ханты-Мансийске.
- Мечты сбылись?
- Мы приехали в Ханты-Мансийск жить и работать. Около 30 моих учеников стали профессиональными керамистами. Двое преподают керамику в вузах Нижневартовска и Тюмени. Есть и члены Союза дизайнеров России. Здесь я продолжила работать с мифологической темой. Мои работы приобрёл Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. И я счастлива, что в соавторстве со скульптором Владимиром Саргсяном мы создали на основе моих произведенеий 7 монументально-декоративных бронзовых скульптур "Боги и духи", которые установлены на одной из аллей города.
- Может творческому человеку всё-таки лучше жить не в провинции, а в столице?
- Творить лучше в тишине. Живя в Москве, я, наверное, никогда бы не смогла развить тему мифологии обских угров. Я была бы другой. В мае откроется моя очередная персональная юбилейная выставка в Ханты-Мансийске. И я хочу сделать упор в ней на национальные вещи, выполненные в керамике. Я обратилась к атрибутике березовских хантов и манси. А 1 февраля в Москве в Российской акдемии художеств открылась персональная выставка "Экология духа", которая приурочена к 80-летию округа. Все работы посвящены мифологии и фольклору хантов и манси.
Досье
Галина Визель родилась в Тюмени в 1941 году.
В 1969 г. окончила Ташкентское художественное училище имени Бенькова, в 1974 - Ташкентский театрально-художественный институт имени Островского.
Народный художник РФ , член Союза художников России и Союза дизайнеров России.
Преподаватель Центра искусств для одарённых детей Севера. Награждена серебряной медалью Российской академии художеств и медалью Шувалова.