Примерное время чтения: 6 минут
83

Атлет с душой соцработника

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ - Югра 03/08/2011

Порядка 10% населения России сегодня составляют инвалиды. Или, как их принято называть, люди с ограниченными физическими возможностями здоровья. Их заботы и проблемы не слишком волнуют окружающих. Однако именно Югра сегодня диктует, как в обществе должны развиваться права людей с инвалидностью. Диктует во многом благодаря одному человеку, руководящему ханты-мансийским Центром спорта инвалидов, - спортсмену, депутату и настоящему борцу за достойную жизнь для инвалидов Эдуарду Исакову.

"Мне всегда были интересны герои"

- Эдуард, как вы - атлет, многократный чемпион мира и Европы по пауэрлифтингу, - пришли к своей сегодняшней деятельности? Что сподвигло?

- Сложилось всё почти случайно. Всегда были интересны герои, я воспитывался на книгах. "Повесть о настоящем человеке", "Как закалялась сталь" - эти люди были инвалидами. И настоящими героями. Многое мне дал дед. Воевал он и в Финской, и в Великой Отечественной войнах. И был инвалидом первой группы: вёл грузовик в блокадный Ленинград по Дороге жизни, когда в него попала бомба. У него, если просто, не было части спины. Повреждённые рёбра, позвоночник... Но он всегда работал. После реабилитации трудился на оборонном заводе, всю жизнь провёл у станка.

После армии, тренируясь в зале в Екатеринбурге, я обратил внимание на одного парня. Было видно, что он сильно хромает. Через месяц он набрался смелости и попросил его потренировать. Оказалось, что он занимался лёгкой атлетикой. Получил травму - сломал колено. Врачи плохо провели операцию, и оно перестало работать. И я начал давать ему рекомендации. Нравилось, с какой жаждой жизни он тренируется, преодолевает трудности на пути. Звали его Сергей Юрьев.

- То есть, первый, скажем так, "клиент", вас нашёл сам? А другие появились?

- Да, потом появился ещё один парень, Антон Ракитин. Точнее, его привёл Сергей. Был 1996-й год. И я начал заниматься с ними в зале. И, видимо, в обществе инвалидов они про меня рассказали, потому что ко мне с просьбой обратился его руководитель. Просьба - провести соревнования Свердловской области по пауэрлифтингу среди людей с инвалидностью. Многие из них впервые увидели штангу, но соревнования я провёл. Стало понятно: люди хотят заниматься, люди хотят общаться, но с ними никто не работает.

- Как вообще обстояли дела с проблемами инвалидов?

- В те времена таких людей у нас в России не воспринимали как спортсменов. У нас есть ярлык "инвалид": человек с ограниченными возможностями, неполноценный. Но я, наоборот, не считал их таковыми. Если человек активно развивается, у него есть цели в жизни, то он полноценный! Уверен, что докажу любому - сейчас есть абсолютно здоровые люди, ведущие паразитический образ жизни и висящие на шее у государства. Вот они куда больше подходят под определение "неполноценных".

"За моей спиной - люди с инвалидностью"

- После соревнований сразу решили работать с инвалидами?

- Нет, таких планов не было. Переехал в Югорск. Уже там обратилась женщина, сын которой вернулся из армии. Четыре пули в позвоночнике и паралич. Она ничего не требовала, просто попросила прийти и посмотреть на него. Работал с ним интуитивно. Делали дома простые упражнения. Постепенно он пересел в коляску, и я начал брать его в зал. Дополнительно занимались в бассейне, и через год он стал ходить на костылях. Это лучшее, что можно было сделать - слишком тяжела травма.

Югорск маленький, и нас на улице видели все. Начали обращаться родители детей-инвалидов, просили поработать с их ребятами. И здоровые ребята тоже. 8 лет я отработал тренером, и мне это нравилось. Ни за кем не бегал, не ходил, не уговаривал. Приходит человек, обращается за помощью - я делаю всё для того, чтобы ему помочь.

- А учиться пошли по спортивной линии?

- Нет, в 1998 году, после 2 лет работы с инвалидами, я поступил на факультет социально-правовой защиты населения. Не на физкультуру. На учёбе стало понятно, что у нас есть хорошее законодательство, но работает оно плохо. Свою роль я видел в том, чтобы защитить права людей с инвалидностью. Начал общаться с руководством на более компетентном уровне и нашёл понимание.

- Как шли занятия?

- У меня вместе занимались и инвалиды, и здоровые ребята. И это была отличная команда. Инвалиды не чувствовали себя инвалидами - они общались, проводили вместе праздники, а здоровые ребята учились общаться с ними. Все эти годы они жили одной командой и семьёй, и выросли в прекрасных людей. У многих уже семьи. И, честно, я горжусь своими учениками. Они и меня многому научили. Мне было 23, когда я начал работать тренером. Внутри я боялся, но не мог показать им этого - знал, что во мне они видят защиту.

Про меня говорят, что я требовательный, жёсткий и иду на конфликт. Но за моей спиной - люди с инвалидностью. Они - не пойдут, многие побоятся. Но верят, что я буду отстаивать их права. И я делаю это уже 15 лет. Потому что до сих пор есть чиновники, которые говорят: "Зачем я буду делать пандусы у себя в здании, если ко мне инвалиды не приходят?". Поймите одно - не приходят именно потому, потому что этого пандуса нет.

- За эти 15 лет видение проблемы в обществе изменилось?

- С каждым годом становится проще работать. Сравнить 1996 и 2011 годы - понимание выросло в разы. Особенно в Югре. Не хвастаюсь - но мы много ездим по соревнованиям, и про наш округ уже ходят легенды. ХМАО сегодня - привлекательный субъект для людей с инвалидностью, а Ханты-Мансийск - единственный город России с действительно доступной для инвалидов средой, где они могут жить и развиваться без проблем.

Досье

Эдуард Владимирович Исаков родился в 1973-м году в Свердловске. Спортсмен-тяжелоатлет, многократный чемпион России, Европы и мира по пауэрлифтингу, депутат думы Югры V созыва. С начала 2007-го года по настоящее время руководит ханты-мансийским Центром спорта инвалидов. Является членом Паралимпийского комитета России. Удостоен множества премий за свою социальную работу по обеспечению прав инвалидов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах