Примерное время чтения: 6 минут
351

Дневник немца в Сибири: «Сущность религии туземцев…» (окончание)

Яков Яковлев / АиФ

«Главных изображений бога Турома… не видал никто из исследователей»

Из всего, что мне удалось узнать и что я здесь сообщаю, при объективном отношении к делу, «слепое идолопоклонство» оказывается вовсе не таким дурным, как оно кажется. Если остяцкий бог Турм или Туром почти тождествен с самоедским Яу-Малом или Нумом, что единогласно утверждают все путешественники, то нет ничего удивительного, что этим бесхитростным детям природы пришла фантазия как-нибудь изобразить его. Желание вымолить у этого высшего существа защиту и помощь или выразить ему благодарность – повело к жертвоприношениям. Отсюда уже недалеко от олицетворения божества с его изображением.

Святилище рядом с юртами Мужи в 1880 г Фото: АиФ-Югра / Рисунок из книги С. Соммье

Главных изображений бога Турома, по преданию сделанных людьми по его собственному повелению…, не видал никто из исследователей, кроме, быть может, Собрина, который их описывает. По всей вероятности, они находились прежде в особых домах, но теперь скрыты в лесной чаще. Очень может быть, что священные рощи означают такие места, где прежде стояли эти славные изображения, или же рощи эти служили лишь местом для жертвоприношений. В Веспугле, как было уж упомянуто, этого изображения мы не нашли, так же как Гофман и Кастрен… Последний видел такую же рощу, как мы у Веспугла. Длинные грубые идолы (по-остяцки Иильян, по-самоедски Хахе) представляли, по мнению, Кастрена, богов-хранителей и находились здесь в качестве пожертвований.

Самоеды, живущие более в тундре, согласуясь с бедностью природы, довольствуются меньшим и заменяют идолов камнями странной формы и вообще разными «играми природы». Так, около Дудина приносят жертвы большому камню, потому что самоеды полагают, что «тяжёлый камень мог принести сюда лишь сам создатель»… Гайвай рассказывал нам, что он и его земляки ежегодно отправляются осенью на Арка-Пай (Урал) и там приносят в жертву большому камню оленей, рыбу и т.п. Гофман находил такие жертвенные места на Урале – например, на Иоденее (в 1073 ф. вышины) и в Пай-Хое…

«…Культ… жертвенных мест…заслуживает уважения каждого образованного человека»

При известной щедрости остяков и самоедов нет ничего удивительного, что щедрость эта выражается и в жертвоприношениях богам, которые потом расхищаются собирателями подаяния. Поляков говорит, что они совершают с этой целью большие путешествия и систематично занимаются собиранием приношений. Как у нас!

Это стремление к жертвоприношениям сохранилось и у обращённых в христианство. Поляков приводит тому отличный пример: один остяк в Малом Атлыме при виде образа Богоматери в простоте своей принёс ей в церкви в жертву молодого оленя.

Туземцы как приверженцы старины сохранили все старые жертвенные места, и мы видим на Вайгаче, на мысе Идолов, седалище высокочтимого прежде Я-йеру-Хахе (Владыки страны Хахе). Несмотря на то, что все идолы были сожжены, и на месте их водружён крест, около последнего лежит множество жертвоприношений… Впрочем, подобный обычай заметил Шренк… и у зырян: у подножия креста вследствие «религиозного суеверия натаскана была куча камней, из которых каждый означал жертву».

Общий вид и деревянные скульптуры Фото: АиФ-Югра / Рисунок из книги С. Соммье

Так как не всякому удавалось видеть главные божеские изображения или часто посещать их, то стали делать их копии и ставить их в чуме, в виде семейных или домашних идолов. Эти идолы означают богов-хранителей (по-остяцки лонг или лонх), и, как я заметил в Киохате, они делаются по образцу больших идолов, скрытых в лесу, что, из описаний Собрина, кажется вполне достоверным. Вследствие этого эти пенаты особенно чтутся и не продаются, так же как и изображения, почитаемые женщинами (например, упомянутая выше богиня Зонгет). Из этого можно заключить, что правы те, которые утверждают, что главные божества женщин также скрыты в лесу. Это тем вероятнее, что Собрин и Кастрен упоминают о богинях.

Так как у самоедов, по-видимому, нет искусственных изображений богов, а для этой цели им служат камни, то этим и объясняется почитание ими небольших камней, вроде описанного выше сисавейпай, заменявшего остяцкого лонха. Такие лонхи, впрочем, в большом ходу у крещёных остяков на средней Оби, с тем только отличием, что они должны быть сделаны руками невинной девушки!..

Как главным идолам, так и главным жертвенным местам делают подражания в малых размерах. Такими считаю я там и сям скрытые в чаще жертвенные места, которые уже были мною описаны. Может быть, назначение их – служить жертвенным местом для домашних богов. Выставленные там грубые деревяшки с человеческими лицами (по-самоедски сиадае, от сиа – человеческое лицо) не служат изображением каких-либо богов, но представляют то же, что малые жертвенные места по отношению к большим (как, например, в Веспугле). Что туземцы не придают им большого значения, видно из того, что они иногда отказываются от них и не желают себе труда отделать их поискуснее. Гофман… говорит то же самое, и моё мнение подтверждается ещё одним духовным лицом в Обдорске, которое в течение многих лет имело сношения с туземцами. Несмотря на то, лицо это никогда не видало главных идолов, но говорило, что в глазах туземцев они имеют такую же святость, как чудотворные образа православных.

Итак, оказывается, что у туземцев естественный культ священных рощ, жертвенных мест и т.п. очень напоминает культ наших предков. Так как этот культ не имеет ничего безнравственного и в течение столетий сохранил в туземцах их хорошие человеческие качества, то он, несмотря на насмешки и сожаления, заслуживает уважения каждого образованного человека, то уважение, которым каждый человек обязан своему ближнему.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах