«Необходимый для шамана инструмент»
Знакомство с вышеупомянутым татибеем (шаманом) доставило нам случай присутствовать при волшебном представлении. «Дядя» разузнал об этом человеке, самоеде Архангельской губернии, от рыболовов в Проточке и обещанием водки уговорил его показать нам своё искусство. Мы ещё сидели за обедом, когда из соседнего чума долетели до нас глухие звуки: это настраивали волшебный барабан.
Этот необходимый для шамана инструмент (по-самоедски пенсер) состоит из обруча от 1 до 2 ½ футов в диаметре, на котором с одной стороны натянута кожа молодого оленя.
Внутри обруча вместо ручки сделаны в виде креста две поперечные перекладинки, к которым прикреплены кольца или другие медные штучки для усиления шума. Колотушкой служит короткая обтянутая шкурой палка, которую колдун держит между указательным и безымянным пальцем и которая прикреплена ремнём к барабану.
«…Необыкновенное, интересное зрелище…»
Когда мы вошли в чум, то нашли его битком набитым зрителями: самоедами, остяками, зырянами, русскими, женщинами, девушками и детьми. Они приветствовали нас троекратным громким криком. Мы были уже усажены на почётном месте – на оленьих шкурах, прямо против татибея – и могли беспрепятственно насладиться необыкновенным, интересным зрелищем, положительно достойным кисти Сальватора Розы. Я удовольствовался тем¸ что запомнил лишь некоторые, главные черты представления.
На татибее был белый грязный армяк с золотыми позументами, так как кожаное платье с железными побрякушками, по его уверению, «вышло из моды». Подле него с правой стороны сидел его помощник остяк, в обыкновенной одежде, повторявший всё, что пел гнусливым голосом его хозяин. Представление началось с того, что татибей ударил в барабан и заявил, что духи явились и стоят позади его. Разумеется, они были видны лишь его духовным очам, потому что глаза были у него закрыты. Затем он объявил нам на самоедском языке, что будет гадать и скажет нам «чистейшую правду». Оракул говорил отрывочными фразами, нараспев, под аккомпанемент глухих звуков барабана и закончил несколькими сильными ударами и троекратным припевом: «Эге-ге»!
Прорицания, переданные в точности, были следующие:
1) путешественники получат орден от великого царя (русского);
2) в следующем году они приедут снова;
3) тогда с Усы отправятся к истоку Щучьей;
4) что-то случится во время этого путешествия, но худое или хорошее – не знаю;
5) работы на Подарате (проект канала) не будут иметь успеха: нет ни леса, ни огня;
6) начальники дома потребуют от хозяина (меня) отчёт, но всё обойдётся благополучно, и он (шаман) останется доволен;
7) три начальника дома назначат в будущем году экспедицию на Усу;
8) без болезни вернутся домой и всё найдут в порядке; путешествие будущего года будет также счастливо, и он (шаман) будет проводником;
9) будет ещё экспедиция на Подарату; когда она возвратится, и её сведения будут согласоваться с нашими, то мы получим великие награды от двоих великих государей (Александра и Вильгельма);
10) теперь всё кончилось, и я не имею более ничего сказать.
«…Я остался им… доволен…»
Как видно из этих слов, этот человек разузнал кое-что от наших людей, и его прорицания не доставили ему большого труда. Во всяком случае, я остался им не менее доволен, чем знаменитым профессором магии в Сан-Франциско, которому заплатил два доллара. Между тем, как из прорицаний профессора, впоследствии оказавшегося «земляком», ничто не исполнилось, я по прошествии нескольких лет могу с удовольствием засвидетельствовать, что кое-что из шаманских предсказаний действительно сбылось.
Что касается меня, то «начальник», т. е. бухгалтер географического общества Георг Альбрехт, в самом деле потребовал от меня отчёт, нашёл его верным и выразил мне своё удовольствие. Товарищи мои получили впоследствии, хотя и не за путешествие, почётные отличия от упомянутых высочайших особ. По счастию, параграфы 2 и 3 остались неисполненными, так как ни один из нас не чувствовал охоты снова отправиться в это царство комаров, хотя мы, к сожалению, потеряли таким образом случай воспользоваться обществом мудрого мага.
Тогда же, предчувствуя это, мы всячески старались удержать у себя на вечер этого редкого мужа, что нам и удалось при помощи бутылки так называемого хереса, изготовленного, по всему вероятию, в Берёзове. Конечно, за дальнейшее изложение «божественного учения и шаманского искусства» было заплачено особо. Привожу слова его без всяких комментариев.
Продолжение следует...