Мимо этнических нарядов Елены Юдиной из Советского невозможно пройти равнодушно. Хочется примерить. Кажется, наденешь платье с мотивами русского Севера – и жизнь станет ярче, чудеснее.
Ремесло или шаманство?
– Елена, как началось увлечение рукоделием?
– В юности это было просто хобби, да и с одеждой в 80-е была напряжёнка – вот и вязали шарфики, шапочки. В студенческие годы бывала в Москве, там модельку подглядишь – и себе что-то «состряпаешь». А потом увлечение «не отпустило». Художественного образования не имею: осваивала всё интуитивно, читала спецлитературу, общалась с мастерами, дизайнерами.
– Филейное вязание крючком, орнаменты, этноодежда – как выбрали такой путь?
– Скорее, путь выбрал меня: заказали изделие – и мне понравилось. Раньше я вязала листочки, цветочки, но это делают все. Решила попробовать что-то глубинное, наполненное смыслом. Орнамент – его нельзя использовать наугад, он должен быть актированным, – то есть мастер должен вкладывать в него свои мысли. В этом есть что-то от язычества – хотя ещё не шаманизм.
– Порой люди носят этноодежду, не понимая значения орнаментов, используют неправильно...
– Да. Например в верованиях народа ханты мироустройство имеет вертикальную структуру, это стоит учитывать и в одежде. Так, на носках, чулках у хантов традиционный узор – зигзаги, на груди – змеи. «Нижний» орнамент я не помещу на головной убор. Есть орнаменты мужские, например, «медведь», женские – «лисий локоть», – есть детские и даже «унисекс». Имеет место и цветовое разделение, характерное для многих северян, в том числе для русского Севера: зелёный, коричневый – для мужчин, красный – для женщин… Да и ношение головных уборов женщинами обязательно едва ли не у всех народов: считается, что волосы впитывают отрицательную энергию, надо их защищать.
Рукотворные вещи несут определённую энергетику. Когда женщина облачается в длинное платье, да ещё и этническое – она и ведёт себя несколько иначе, в ней что-то просыпается, проявляются национальные черты, «изюминка», меняются облик и даже походка. К такой женщине и относятся по-другому. Уверена: надо возвращаться к истокам, к традициям, к натуральным материалам – льну, шерсти, хлопку. Впрочем, я уже замечаю у югорчан некую «усталость» от синтетики, «инкубаторских» китайских вещей, кричащих заморских брендов.
– Сложно представить, чтобы люди поголовно оделись в этноодежду. Мы ведь привыкли к современной моде. Кроме того, не может быть доступной по цене ручная работа, да и натуральные материалы недёшевы.
– Я призываю не к полной аутентичности, а к соблюдению традиций. Индивидуальные вещи, натуральные ткани – для тех, кто знает в этом толк. По ценам работы наших этномастеров вполне сравнимы с вещами западных фирм. Задача покупателя – сделать свой выбор. Думаю, государство должно поддерживать рукодельниц и ремесленников, чтобы культура сохранялась, а народ был «самозанят».
Где она, поддержка?
– Как именно надо поддерживать ремесленников? И могут ли они сегодня обеспечивать себя?
– В Югре местных производителей поддерживают – но это не всегда то, что надо. В своё время на бирже труда мне дали небольшую сумму на организацию своего дела, и я закупила материалы. Спасибо, но этого недостаточно! Обратилась в Фонд поддержки предпринимательства Югры: «Помогите с продвижением товара!». Но предпринимателям предлагают лишь микрофинансирование, кредит под 10% годовых. На это идти рискованно.
Власти, когда к ним приходишь, ведут себя так, будто ты им чем-то обязан. Для чиновников что продавец, что художник-прикладник – всё едино. Предприниматель, и всё. Пусть сам со своими проблемами барахтается! А ведь ремесленник – производитель, ему тяжелее, он делает штучный товар. Не каждый может заниматься его продвижением, да и не экономисты мы. Ещё момент. У нас принято поддерживать инвалидов. Я предлагала людям с ограниченными возможностями здоровья вязать заготовки для изделий. Им это неинтересно. Время отнимает, а большой прибыли не даёт. Их и так обеспечивают, такси бесплатные. На рутинную работу у меня уходит много времени и сил. А хочется столько сделать! Помогать надо сильным, я считаю!
– А в чём сила?
– В идеях, творческих способностях. Но нужны помощники, чтобы организовать производство и сбыт.
– Как литературные агенты у писателей?
– Примерно так. Чтобы могли подсказать, как лучше работать. К примеру, лишь после прошлогоднего пожара, когда у меня сгорела вся коллекция, я поняла важность страхования своих изделий. Учусь на своих ошибках, терпя убытки.
Очень не хватает системы, организованности в этой сфере. К примеру, объединившись, рукодельницы могли бы разделить операции – одни филейку вяжут, а другие дизайнерски дорабатывают, производительность растёт. С другой стороны, есть нечистоплотная конкуренция: идеи воруют. Авторские права – удовольствие дорогое, невозможно каждую шапочку зарегистрировать как промышленный образец. Ты мучаешься, ищешь что-то новое, а другие взяли, слегка изменили твою идею – и уже выдают за свою.
Но всё же я не хочу бросать рукоделие. Мне не надо миллионов, шикарных квартир. Я просто хочу заниматься любимым делом, и чтобы люди были красивыми, сочетая в одежде индивидуальность и традиции!