Примерное время чтения: 6 минут
1730

Дом купца Земцова в Ханты-Мансийске отреставрируют в 3D

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-Югра 30/07/2014
Я. Яковлев / Из личного архива

Югра – не Золотое кольцо России, здесь не было «дворянских гнёзд» с тургеневскими барышнями и монастырских храмин с Пересветами. Всё скромнее, мельче, серее. На учёте в Госкультохране значится всего-то три десятка объектов архитектуры. Быть может, такое же количество ещё ждёт своей очереди «вписаться» в этот реестр. И – всё! При этом мы не можем сберечь даже эти драгоценные крохи нашей овеществлённой памяти. Снесли «деревяшки» в старинном Сургуте. Распилили на дрова храмы в Ларьяке и Нялино. Только за последние два года сожгли церковь в Малом Атлыме и еле отстояли от огня храм в Шеркалах, разобрали здание волостного правления в Самарово… Очевидно, что защитить своё наследие мы не в силах. На реконструкцию денег нет. Есть ли выход из тупика?

Не последняя жертва

Попытки вернуть утраченное были. Сначала были «точечные удары» – отреставрированные храмы в Берёзово и Селиярово, деревянный особняк в Сургуте украшают нынче местные ландшафты, прямо указывая на почтенный возраст этих населённых пунктов. Приобретя некий опыт, югорские ревнители старины решили подойти к проблеме комплексно. В результате несколько лет назад в рамках программы «Культура Югры» были приняты мероприятия по реставрации объектов архитектуры. Сейчас в стадии восстановления две каменных церкви (Берёзово, Горноправдинск) и два деревянных жилых дома (Берёзово, Ларьяк). Ещё десяток активно разваливающихся построек был в этой программе расписан на следующие годы. Но… грянула оптимизация. И до конца нынешнего десятилетия финансирование этих пунктов программы заморозили. Пока их «разморозят», незавершённые реставрационными работами постройки потребуют нового ремонта, а завезённые стройматериалы народ, конечно же, разворует. Уже вложенные в реставрацию миллионы просто пропадут.

На таком вот фоне в марте прошлого года, как обычно, случайно погорел самый красивый дом в исторической части Самарова (ул.Кирова,22), где началась застройка нового микрорайона. За прошедшее после пожара время для сохранения пострадавшего объекта культурного наследия не было сделано ничего, даже не убран мусор. Частный собственник не предпринимает никаких мер, а муниципальные власти, которые могли бы при желании выкупить эту архитектурную жемчужину югорской столицы и привести её в божеский вид, бездействуют. Снова пропадёт бесследно?

Есть идея!

Если объект архитектуры нельзя сохранить сейчас, то надо сделать всё возможное, чтобы его можно было «клонировать» в будущем, – так рассудил старший инспектор отдела Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры Яков Яковлев и предложил использовать в Югре новую методику максимально полного сохранения информации об исчезающем объекте архитектуры в виде его информационной модели. В Европе и США этот подход в деле сохранения объектов архитектуры используется уже около десятка лет, внедряется он и в России (недавно – при строительстве Богучанской ГЭС, уничтожившем ряд старых деревень с историческими постройками). А вот в нашем округе такого опыта пока нет. «Если нельзя спасти, если пропадает и пропадёт, надо позвать профессиональных архитекторов, чтобы они сняли все параметры, виртуально реставрировали и реконструировали объекты в 3D. А потом результат – виртуальную реконструкцию – можно использовать где угодно: в школах, музеях, библиотеках, – пояснил Яков Александрович. – Можно в будущем новодел буквально один в один воссоздать, если мы всё в Самарово потеряем, как потеряли в Сургуте».

На днях к работам по этому проекту, получившему из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры субсидию на реализацию проекта в области культуры и искусства, приступила группа архитекторов из Томского государственного архитектурно-строительного университета. Историческая постройка была расчищена от последствий пожара и тщательно обмеряна. Прямо на месте были выполнены рабочие чертежи, фотофиксация, необходимые зарисовки фасадов, интерьеров, декора.

Фото: Из личного архива / Я. Яковлев

«Мы выполнили всю необходимую работу на этой очень интересной самаровской постройке. Помимо выполнения обмеров и фиксации результатов этих обмеров, мы поработали в окружном архиве и фотофонде Музея природы и человека. Нашли бывшего владельца дома и выяснили нужные для работы детали, – рассказала старший преподаватель кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия Ольга Литвинова. – До конца года мы подготовим для Депкультуры Югры информационную модель постройки, а к лету будущего года для Госкультохраны Югры – проект её приспособления под музей. Но уже сейчас можно уверенно сказать, что последствия пожара оказались не столь катастрофичны, как это может показаться на первый взгляд. Основа – бревенчатые стены – практически не пострадали и предоставляют все возможности для полного цикла восстановительных работ. Я уверена, что такому убелённому сединами историческому поселению как Самарово, и такой юной и очаровательной окружной столице как Ханты-Мансийск просто необходим музей русской старожильческой культуры, где дом, который мы успели полюбить, занял бы важнейшее место».

По оценке томских специалистов, дом по ул. Кирова представляет собою образец деревянного классицизма, а именно такие постройки являются сегодня наиболее редкими сохранившимися объектами деревянного зодчества Сибири. Это единственное историческое здание, сохранившее в Ханты-Мансийске архитектурно-художественный облик и объёмно-планировочное решение второй половины XIX в. в целостном виде. Оно является градостроительным и архитектурным акцентом в панораме исторической улицы Кирова, что раньше называлась Царской. Так что на нас сегодня лежит особая ответственность за дальнейшую судьбу этого дома.

«Цифровая реконструкция – счастливый шанс выжить для объектов деревянного зодчества,- считает экс-начальник отдела музеев, библиотек и объектов культурного наследия Депкультуры Юлия Кизнер, – и профессиональное решение проблемы».

Предложенная технология – настоящий прорыв в области автоматизации процесса сохранения культурного наследия. Сколько югорских исторических памятников на грани гибели удалось бы сохранить, если не физически, то хотя бы в цифровой памяти. Это первая ласточка нового направления в сохранении архитектурного наследия. Как бы она не стала последней...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах