Один из самых ярких и любимых праздников обских угров - «Вурна хатл» («День вороны») прошёл в этнографическом музее-заповеднике «Торум Маа» в Ханты-Мансийске.
Не так давно День вороны, который обычно отмечается в Благовещение, обрёл статус праздника окружного значения. Это решение было продиктовано желанием правительства Югры раскрыть этнокультурные возможности округа, сделать праздник более массовым. В итоге, он как бы разделился на два: сакральный – «Вурна хатл», как и прежде, отмечают коренные народы севера (только женщины и дети) во вторую субботу апреля (причём, посторонних на обрядовые действа стараются не пускать), и театрально-постановочный для гостей и жителей окружной столицы. Он пройдёт 14 апреля. Мы побывали на празднике 7 апреля в музее под открытым небом «Торум Маа» в Самаровском Чугасе.
Дети Астеника
Место для проведения обряда угощения вороны было выбрано не случайно. Там, где располагается музей Торум Маа, с древних времён было языческое святилище. Земля здесь является священной. С раннего утра у подножия холмов дымились костры - на них готовилось традиционное национальное угощение – саламат. Каша из молотой крупы на бульоне с олениной. Пока почётные гости - старейшины собирались вместе для проведения священных обрядов, дети вешали круглые бублики - символ солнца - на ветки деревьев.
Потом старшее поколение учило молодёжь плести вороньи гнезда из предварительно высушенного сухого камыша. Вскоре, в большом хантыйском доме посреди Торум Маа начался сакральный обряд очищения. Сначала был призван дух огня. Затем хранительница традиций, бабушка Маша, как она себя называет, начала читать молитвы на родном языке. Она призывала добрых духов и прогоняла злых. В это время мужчина-ханты с дымящейся веточкой пихты 7 раз обошёл по часовой стрелке дом и окурил все его углы, «чтобы зло нигде не затаилось».
«Зло всегда не хочет уходить, поэтому цепляется за подошвы ног, и, чтобы его изгнать, нужно ногами сделать над очищающим дымом круговые движения», - объяснили старейшины. Во время молитвы было призвано более 100 добрых духов. Потом за праздничный стол посреди комнаты сели мужчины, и, наконец, с их разрешения, женщины.
Мудрая хранительница обратилась к своим сородичам со словами-наставлениями на хантыйском языке: «Кто не знает слов молитв – помолитесь душой и сердцем, так, чтобы они были услышаны духами.
Вспомним самого светлого человека-солнца Астеника, который прославился своими добрыми делами при жизни, и за это Бог превратил его в доброго духа Оби и Иртыша и всех его рек, и всех его земель. Мы все родились на земле Астеника. Росли его соками. Пусть вечно царит добро между людьми. И только честным трудом, отношением и поведением заслуживайте уважение. Никогда не держите зла внутри. Мы сегодня изгнали зло, и в этом доме сейчас чисто. Горит огонь, и он всё видит и слышит. Помните завет наших предков – тому, кто попросит у вас помощи - оказывайте её. Когда у нашего народа просят помощи - отказываться нельзя. Это неписаный закон ханты. С наступлением Нового года и новой весны!»
Покровительница детей
По словам преподавателя кафедры филологии ЮГУ Дианы Герасимовой, ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда ещё лежит снег и бывают заморозки. По поверьям, крики вороны предвещают весну. Эта птица у обских угров является покровительницей детей. Считается, что в чуме, у которого она садится, родятся здоровые малыши. Традиционно, в детские берестяные люльки ханты и манси клали крошку прелой бересты, которая впитывала в себя влагу.
Потом труху выбрасывали в специальном месте, под деревом, чтобы ворона могла сесть и погреть свои лапки. У вороны даже есть своя песня: она желает женщинам родить побольше счастливых мальчиков и девочек, чтобы по прилёту из дальних стран она нашла много кучек берёзовой трухи и могла погреть лапки. В Вороний день традиционно устраивалось множество конкурсов для детей с подарками. Вот и на этот раз они перетягивали канат, прыгали через нарты, загадывали желания, повязывая на берёзы яркие ленточки.
По окончании обряда бескровных жертвоприношений, когда на специальном столе была оставлена жертвенная пища для вороны, празднующие отправились к столам, на которых стояла праздничная каша – саламат (та самая, что варилась с раннего утра), горячий чай и клюква.
Артисты театра обско-угорских народов «Солнце» пели песни на национальных языках, а легенды про ворону рассказывали на русском: ведь эти народы так давно живут на югорской земле, помогая друг другу.
По словам директора музея «Торум-Маа» Валентины Кочетыговой, 7 апреля музей отвечал лишь за приготовление саламата. Сотрудники не участвовали в проведении обряда старейшин. А вот 14 апреля на центральной площади Ханты-Мансийска можно будет увидеть постановку, подготовленную сотрудниками «Торум-Маа», и встретить весну по традициям обских угров. Тем более, что она, весна, уже наступила.