Где пристроить Нафаню?
За ответом на свои вопросы отправимся в музей под открытым небом «Торум Маа», который расположен в окружной столице посреди сосен, елей и кедров. Дома в музее - самые настоящие, привезены целиком из стойбищ, а экскурсовод - Зоя Лозямова объяснит, как устроить дом правильно.
Ханты и манси рассматривают жильё как Космос - всё, что близко к крыше и спине дома (противоположной стене от входа), - священно (аналог переднего, «красного» угла). Правая половина от входа - день, это - территория мужчин. Левая - ночь - место женщины - ближе к полу и входу. Удачно, если выход дома ориентирован на реку или большую дорогу. Весьма кстати вернулась мода на камины. Очаг для обских угров - жизнь, живой огонь - дочь бога, свидетельница всего, что происходит в доме: перед ней мужчинам нельзя раздеваться, сквернословить, в огонь не бросают мусор. Лучшее место для чувала (камина) - справа, ближе к входу, чтобы тепло шло внутрь всей комнаты. За ним поселяются духи (так же, как в русском доме за печкой живёт домовой). Стулья, диваны и кровати заменяют деревянные нары по периметру дома, на которые кладут оленьи шкуры. Дизайнеры уже несколько лет предлагают в квартирах конструировать возвышения - подиумы по типу нар, внутри которых можно рационально разместить ящики или коробки с вещами. Сегодня многие ханты покрывают нары коврами, одеялами или даже матрацами. «Но мой отец очень не любил ткань, говорил, что ему спать на простыне холодно, - рассказывает Зоя Никифоровна, - всё-таки шкура животного - лучший адсорбент для человеческого тела». Из всей мебели нужен в хозяйстве только низкий столик, который обычно ставят справа, под окном, и над ним - полочки под посуду, обычно - деревянную, каповую, берестяную.
Телевизору места нет
В центре комнаты у стены нет места телевизору или обеденному столу, потому что у восточных ханты это - зона, в которой хранятся на полках под коньком крыши сундуки со священными предметами. Там должно быть спальное место для родителей (или старших в доме). В правом дальнем от входа углу мужчины сидят, мастерят, общаются, держат свои инструменты и самые необходимые вещи. У левой стены - семейная территория, там женщины шьют, играют с детьми, баюкают младенцев, ночью - уединяются под пологом с мужьями. Полог - «крыша ночного мира» семьи (аналог известного всем балдахина) должен быть сшит из разноцветных полос ткани, которые создают хорошую среду для ночных путешествий душ.
Роль шкафа и холодильника выполняет лабаз - отдельный домик, в котором хранятся и одежда, и утварь, и продукты. Не случайно в современных домах стали выделять так называемые гардеробные комнаты (иногда таковыми служат кладовки или балконы). В отдельных случаях праздничная одежда развешивается на перегородках, чтобы все могли полюбоваться мастерством хозяйки дома. Пространство дома, не перегруженное вещами и предметами без назначения, освобождается для жизни и общения.
Интересен, но вряд ли применим в нашей жизни способ обращения с отходами. Поскольку ханты и манси в стойбищной жизни пользуются тем, что даёт лес, то и отходы питания отдаются либо собакам, либо закапываются без ущерба для природы. Стельки - травяные, тряпки и салфетки - из тонко соструганных волокон сосны, пол подметается крыльями глухаря, моется мхом болотной кочки. Всё это можно спокойно отдать обратно природе для переработки. При таком экологическом образе жизни нет необходимости в мусорных вёдрах. Конечно, не все эти правила сегодня строго соблюдаются самими носителями традиционной культуры, но, если хотя бы попытаться учесть некоторые из них, может, и станет наша жизнь более гармоничной?