Примерное время чтения: 6 минут
295

Писатель-футуролог Ольга Славникова о том, что ждет Югру в 2050-м году

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Югра 22/11/2017

Писательница Ольга Славникова создает новый роман о будущем нашей страны. О чем он, и как вообще создаются литературные прогнозы?

Почему революция могла повториться?

- Это очень волнующий опыт - построить собственную машину времени и отправиться на ней в будущее. А строится она из деталей, которые существуют в настоящем. Из тех зреющих конфликтов, еще не сформулированных общественных запросов, которые писатель ощущает на уровне подсознания. Я не ставила задачу сделать политический прогноз на 2017-й. Но я чувствовала, что этот год будет особенным. Общество станет подводить итоги столетия, столкнутся разные позиции, эхо пролетарской революции до нас докатится. Тем более, что многие вопросы, поставленные в 1917-м, до сих пор не решены. Например, разрыв между богатыми и бедными сегодня чудовищный, социальная защита почти нулевая. И нет внятно сформулированной идеологии, обращенной к народу.

Из времени, когда писался роман, мне представлялось, что идеологическая пустота заставит людей «нарядиться» в идеи Октябрьской революции. В романе ремейк революции начинается как спектакль: в Екатеринбурге празднуют День города, идет парад военно-патриотических клубов, ряженые белогвардейцы и красноармейцы начинают драку, драка переходит в резню. Далее маскарадная революция охватывает всю страну и приводит к государственному перевороту. И вот - 2017-й наступил. Когда в День независимости по Тверской в Москве пошли реконструкторы и туда же подтянулись протестующие, я подумала: «Ну вот, накаркала». Слава Богу, худшее не сбылось. Следует понимать, что писатель лишь создает художественную модель вероятного будущего. Безумно интересно кататься на личной машине времени. Сейчас, например, я пишу роман с рабочим названием «2050».

- Какое будущее вы покажете на этот раз?

- Роман о том, как Россия выходит из долгой международной изоляции. Я начала его писать в 2010-м, когда еще никакой международной изоляции не было. Так, звенели отдельные звоночки. Я много ездила по международным книжным ярмаркам, литературным фестивалям. Не прямо, но внятно давали понять: русская литература никого не интересует, и вообще ничто из России не может быть успешным. А потом настал 2014-й, и стало понятно, что будущее невозможно моделировать без учета событий вокруг Крыма, самопровозглашенных республик. Около ста страниц текста придется переписывать. Но, видимо, художественная логика сработала, и общее направление событий я угадала верно.

Я вижу только один вариант для нашей страны: достойно пройти через все испытания. Где-то, в конце туннеля, мерцает свет, но мы его пока не видим. Иногда я задаю себе вопрос: доживу ли до того времени, когда мы узнаем, кто на самом деле сбил Боинг-777 над Украиной? Сейчас нам нужно спокойно двигаться в истории, по возможности рационально и стойко переживать тяжелую ситуацию, выстраивать экономику и культуру. Этот путь будет длиной не в одно десятилетие, надо приготовиться к изнурительному марафону. Сделать все возможное, чтобы не рухнуть в экономическую пропасть и не скатиться в тоталитаризм.

Что будет с Югрой через 30 лет?

- 2050-й год - время для нашего региона болезненное. Все гадают, насколько лет еще хватит нефти, которая дает львиную долю в бюджет страны, и что будет с Югрой и Россией, когда запасы черного золота иссякнут.

- Технологическое отставание России для меня еще более болезненно, чем невнимание мира к современной русской литературе. Если Россия не станет поставщиком новых технологий, в том числе в энергетике, нас ждут плохие времена. Я не экономист, но знаю одно: состояние дел в экономике зависит от состояния человеческого духа. Сознание определяет бытие, а не наоборот. Надо верить в себя и в свое будущее. Чем-то ведь еще, кроме нефти, богата Югра? Я слышала, что в Ханты-Мансийске раньше был завод по переработке рыбы. Значит - производить деликатесы. Вон - Исландия вообще не имеет природных ресурсов, однако за счет рыбы вполне процветает. А может, на ваших бескрайних болотах есть что-то уникальное для фармацевтики и косметологии? Надо сильно любить Югру, тогда можно сделать её брендом. Очень важно нанести Югру на культурную карту России, ведь здесь столько впечатляющего, необычного, та же вечная мерзлота - тоже машина времени. Мамонт ничуть не хуже Акрополя. В общем, от людей, от их мыслей и чувств зависит больше, чем принято думать. Человек - вот главный энергоноситель.

- Вы впервые в Югре. Какое впечатление произвел Ханты-Мансийск?

Государственный художественный музей в Ханты-Мансийске
Государственный художественный музей в Ханты-Мансийске Фото: АиФ-Югра/ Анастасия Буякевич

- У вас очень красивый город, мне нравится ваш комплекс с библиотекой, художественным музеем и центром искусств для одаренных детей Севера. Мне кажется, здесь высокий запрос на культуру, на литературу, в том числе. Библиотека у вас замечательная, особенно, по сравнению с городами такого же размера, как Ханты-Мансийск. Я сама, можно сказать, «человек библиотеки». Наше семейное собрание насчитывает больше семи тысяч томов. Что-то сохранилось еще от прадедов, прабабушек, например, прижизненные издания Гумилева, Маяковского, Толстого. В общем, там, где много книг, у меня возникает чувство: я дома. И выступать в библиотеке Югры было приятно.

- Каких авторов вы читаете?

- Люблю книги Алексея Иванова: только что на экскурсии в вашем краеведческом музее обсуждали его роман «Сердце Пармы» как пример превращения мифологии в прозу. Евгений Водолазкин, безусловно. Есть новый автор, прекрасный стилист Сергей Самсонов, у него недавно вышла книга «Соколиный рубеж» по мотивам биографии летчика Покрышкина. С интересом прочла новый роман Дмитрия Быкова «Июнь». Жду новую книгу Александра Кабакова. Недавно ушел из жизни большой писатель Владимир Маканин. Читаю его, и всегда буду перечитывать.

Досье

Ольга Славникова родилась в Екатеринбурге, в 1957 г., окончила факультет журналистики Уральского университета. С 2001 года живет в Москве. Долгое время была координатором литературной премии «Дебют» для молодых авторов. Сейчас ведет мастерские для начинающих писателей. Автор книг «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», «Один в зеркале», «Бессмертный», «2017» и других. Недавно вышел новый роман «Прыжок в длину». Имеет троих детей и двух внуков.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах