В одной из научных экспедиций по реке довелось ему снять потрясающий пейзаж. Так родился фотохудожник, за плечами которого уже не одна выставка, и работы которого хранятся во многих частных коллекциях.
Деньги не делают художника
- Вячеслав Васильевич, а не пора Ханты-Мансийску серьёзно заняться фотоискусством?
- Мы уже можем проводить фотобиеннале международного уровня, есть возможности, площади, выросли молодые люди с огромным творческим потенциалом. Пройдёт совсем немного лет, и время сотрёт те артефакты, которые окружают нас сегодня. Мы упустим, не успеем запечатлеть, например, лица и быт уходящих этносов. Я помню единственную художественную фотографию известной сказочницы Анны Коньковой, больше просто нет, но это такой шедевр, когда можно сказать, что действительно художник остановил мгновение.
Я не успел, например, удачно снять писателя Ювана Шесталова, а это интереснейший, фактурный человек был. Природу надо успеть запечатлеть, архитектуру, всё так быстро меняется! Сайдинг стирает историю. Ханты-Мансийск – жемчужина. Классик Вадим Гиппенрейтер 45 лет снимал Камчатку, а наши гордятся 10 тысячами цифровых кадров, из которых нечего выбрать. Потому что должна быть у фотографа не только техника, а видение, способность разглядеть картинку.
- И ещё, наверное, деньги…
- Деньги ещё никого не сделали художником. Более того, этим делом – сохранением следов истории, эпохи – должны заниматься энтузиасты. Если у тебя появляются деньги, но ты их не тратишь на дело, они пойдут тебе же во вред. Ты их просто съешь, станешь тяжёлым и не сможешь потом пройти по тонкому льду. А вообще, как говорят фотографы, – нужно оказаться в нужном месте, в нужное время и нажать нужную кнопку.
- Как рождается замысел, концепция и сама фотография?
- Всё в процессе. Ведь художники – не мы, а тот, кто над нами всеми. Это его волей образуется дырка в пелене облаков, через которую падает на землю такой свет, что ты бежишь на колокольню, например, а тебя туда не пускают, но ты добиваешься, взлетаешь, и у тебя есть ещё десять минут на съёмку, пока всё не изменится вновь и не исчезнет. Счастье, когда успеваешь. Или вот, в Саранпауле, не стал я в гостинице ночевать, а устроился в сарайчике. Утром просыпаюсь, солнце прорвалось сквозь пелену. Потом это фото с одинокой лодкой в свинцовой воде как символ Югры взял французский путеводитель. Но если ты бездумно что-то снимаешь, на авось, то потом уже ничем не поправить. Никакая концепция не родится. Не будет другого раза и другого кадра, прицеливаться надо снайперски.
Что такое хорошо?
- Часто фотохудожников упрекают в излишней любви к фотошопу …
- Фотография сама по себе – волшебный инструмент, мы можем сделать невозможное – остановить время, важен каждый штрих. Не терплю постановочных кадров, всегда стремлюсь «поймать» историю, эмоцию, позу. Говорят, мол, не бывает в природе таких насыщенных цветов, и я рад доказать своими работами, что бывают. Художник имеет право на оптимизацию кадра. Если лишнее убрать – можно больше сказать.
- Как отличить хорошую фотографию от плохой?
- Для меня главное: если ты готов снова и снова смотреть на снимок, переживаешь вместе с ним, то это – искусство. Хороший и всем известный пример – работа Дмитрия Крылова в «Непутёвых заметках». Кадр длится несколько секунд, за это время даже ахнуть не успеешь, но оторваться не в силах. Есть множество обычных фотопостеров – море, корабли, пальмы, песок, - но они переживут нас всех, бессмертные кадры.
- Вы хоть завтра можете переехать жить во Францию, Швейцарию и снимать там. А здесь нет ни жилья, ни мастерской, многие талантливые люди не стали дожидаться «культурного» шока и уехали…
- Пока не хочу уезжать. Мастерской нет, это к лучшему, не хочется мараться в грязи интриг. Больно смотреть на то, как люди власти разрушают то, что было создано до них, как «выдавливают» таланты. Нельзя, чтобы культурой руководили военруки. Если невозможно бороться, я стараюсь смотреть выше, я вижу знаки времени, символы, информационные слои. Искусство спасительно. Вот это страшно потерять.
Внутренний хронометр отсчитывает не только нашу обычную жизнь, но и художественную, наверное. Сейчас планирую участие в выставке в Париже, хочется представить мир древних угров: от истоков Оби на Алтае до Югры. О нас должны узнать. Ещё хочется снять цикл художественных передач. Идея созрела и мучает. Вот выйду в июле на пенсию, будут у меня «огромные» средства на путешествия, и время. Главное – время.
Досье
Вячеслав Ширяев родился в городе Камень-на-Оби в 1952 г. Закончил географический факультет Новосибирского госпединститута. Член Русского географического общества. Женат, имеет троих сыновей.
Афоризм: Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу. Александр Блок