Информационные технологии всё глубже проникают в систему образования. Югорские школы активно внедряют электронные дневники и журналы. И не за горами тот день, когда журналы бумажные уйдут в небытие. Собственно, уже уходят…
Не спрячешь
Школа №4 Ханты-Мансийска стала одной из первых в Югре, где осмелились полностью отказаться от традиционного бумажного журнала – одного из классических школьных атрибутов. Ещё в конце прошлого учебного года администрация школы пыталась запустить систему «Электронная школа», но заполнять сразу два журнала - электронный и бумажный - учителям было непросто. Поэтому с начала нового учебного года решили рискнуть и отказаться от «бумаги». И не прогадали. Сейчас на Едином портале госуслуг любой родитель может с легкостью проследить за успеваемостью своего чада прямо со смартфона.
«Были различные нюансы при внедрении этой системы: установление разных программных обеспечений, электронные подписи и так далее, - рассказывает директор школы №4 Василий Репский. - Функционал на госуслугах сильно сужен: можно узнать только тему, которая пройдена, домашнее задание, оценку и прочитать комментарий преподавателя, но пока на портале нет обратной связи, родитель только видит информацию».
Как говорит директор, у каждого преподавателя есть свой компьютер, с которого он заходит в систему и заполняет электронный журнал оценками, отметками о посещении и комментариями. С начала учебного года вводит календарный и тематический план. На портале активны две функции - дневник и журнал. В журнале родители могут посмотреть текущие оценки и темы, которые были пройдены. А в дневнике - задания, которые нужно выполнить.
«До этого можно было всё спрятать, а теперь мы стали учиться, - делится ученица 9а класса Кристина Березняк. - Электронные дневники не для нас, а для родителей, поэтому мы всё равно ведем свои».
От дневников к учебникам
«Как мне кажется, эта система не для улучшения образования, здесь больше информирование, - отмечает Василий Репский. - Несмотря на электронную систему, мы рассылаем уведомления об успеваемости, так как не все родители пользуются этой системой. На начало учебного года в ней было зарегистрировано 26% от общего числа родителей. В конце учебного года снова проведем анкетирование».
«Преимущества этих технологий для родителей - в том, что обо всех оценках можно узнать в день их выставления, видеть все пропуски, замечания, индивидуальные комментарии учителей, узнавать домашние задания, а также направлять заявления на зачисление в образовательную организацию», - поясняет начальник технического отдела Центра развития образования Николай Москвин.
Электронные дневники и журналы - далеко не единственная инновация, которая внедряется в югорском образовании. Например, в Сургуте начали использовать и электронные учебники. Так, в школе №29 уже закупили 60 ноутбуков и электронных учебников - по обществознанию, истории и биологии.
«Это учебники из облака, - объясняет принцип их работы учитель информатики Наталья Кузнецова. - То есть, ребята открывают компьютер, вводят свой логин и пароль и получают доступ к своему собственному учебнику. Работают, делают пометки, в конце урока закрывают свой учебник, приходят домой, включают свой стационарный компьютер, опять вводят логин и пароль и работают с тем же учебником, с теми же записями, которые были сделаны на уроке».
В случае его переиздания учебник автоматически обновится. Его невозможно потерять или уничтожить. Кроме того, каждый школьник может подобрать индивидуальный шрифт и масштаб иллюстраций.