![](https://aif-s3.aif.ru/images/005/232/d918f606b4ba33b3c5c1850f08356344.jpg)
Не исключено, что скоро падать в обморок на улице можно будет, только держа в руках медицинский полис, - скорая помощь постепенно переходит на новую систему финансирования.
Без бумажки…
«Недавно в магазине потеряла сознание, - рассказывает жительница Ханты-Мансийска Марина КНЯЗЕВА. - Первое, что услышала, когда очнулась, вопрос медика: где паспорт и полис? В голове туман, руки дрожат, из сумочки всё посыпалось... Неужели без бумажки в больницу не повезут? А если авария, серьёзная травма?»
Югорчанам есть чего опасаться. С начала этого года большая часть услуг скорой помощи в Югре финансируется не из окружного бюджета, как было раньше, а из Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). «Пока, к счастью, работу оплачивают по душевому нормативу, то есть по числу пациентов. Поэтому помогаем даже тем, у кого нет документов, - объясняет главврач станции скорой медпомощи Ханты-Мансийска Павел ОВЕЧКИН. - Но с нового года федеральные власти рекомендуют перейти на систему оплаты «за вызов». Тогда за выезды к югорчанам, личность которых не удалось установить, скорая ничего не получит. Мы, конечно, не откажем в помощи в экстренных случаях, но пробелы в финансировании негативно скажутся на развитии службы». Медикам удалось отстоять подушевое финансирование на следующий год, но они серьёзно опасаются, что от рекомендаций Минздрав перейдёт к жёстким формулировкам.
Где ты, доктор?
Одноканальное финансирование уже принесло скорой немало проблем. Некоторые расходы просто не вписываются в систему ФОМС. «Психиатрической помощи нет в программе. Так что же, оплачивать скорую будут родственники, которые вызвали врачей?», - возмущён уполномоченный по правам человека в Югре Александр СИДОРОВ. Идут споры, кто должен оплачивать дежурство неотложки во время массовых мероприятий. «Сегодня должны платить муниципалитеты, но далеко не все это делают, - объясняет глава ТФОМС Югры Александр ФУЧЕЖИ. - С нового года скорая перейдёт на баланс округа, а будет ли регион финансировать эти затраты - неизвестно». Не финансируются и ложные вызовы. Таким образом, по системе ОМС примерно 27% выездов не подлежат оплате.
«Мы идём к западному стандарту скорой помощи, - считает Павел Овечкин. - Возможно, когда-то у нас будет, как в Финляндии: если случай не достаточно серьёзный, страховая взыскивает стоимость выезда с больного». Однако югорские врачи уже сегодня выезжают далеко не каждому позвонившему. За четыре года на 57% сократилось число выездов к больным, не нуждающимся в экстренной помощи. По поводу высокой температуры или давления в скорую звонить зачастую бесполезно - предложат вызвать врача на дом.
Правда, пока экономят больше всё-таки на самих врачах. С 1 января вступит в силу приказ Минздрава о сокращении штата скорой помощи. Из бригады «скорой» исключат санитара - помогать врачу и фельдшеру теперь будет… водитель. Учитывая, что югорская неотложка ежегодно обслуживает 500 тыс. вызовов и цифра ежегодно увеличивается, это выглядит по меньшей мере странно. «Сокращение не учитывает особенностей Севера - дополнительные 16 дней к отпуску, - заявляет Павел Овечкин. - Штатное расписание будет формироваться с дефицитом должностей, а значит, на линии будет работать меньше бригад, что может приводить к опозданиям скорой.