К кризису люди относятся по-разному. Для одних – это время потуже затянуть пояса, для других – время открыть новое дело. О том, кому в кризис жить хорошо и что волнует югорских бизнесменов, мы говорим с уполномоченным по защите прав предпринимателей Ольгой Белоножкиной.
«Малый» – не значит «маленький»
- Ольга Игоревна, насколько справедливо выражение «кризис – время новых возможностей»? Чаще мы видим, как крупные компании свёртывают программы, а мелкие и вовсе закрываются.
- Для тех, кто инициативен и грамотно подходит к управлению своим бизнесом, постоянно мониторит рынок, - это действительно время новых возможностей. Ведь у людей остаётся потребность в товарах и услугах. Значит, нужны и предприниматели, которые будут эти потребности удовлетворять.
Рынок сейчас освобождается от игроков, которые не поспевают за его реалиями, не имеют гибкой ценовой политики и не вводят новый спектр услуг. Вот тут-то и кроется шанс для инициативных предпринимателей.
- Кому легче удержаться на плаву: малому, среднему или крупному бизнесу?
- Малый бизнес чем слаб? Маленькими оборотами и меньшим количеством объектов, скажем, торговли. Но в этом и его сила! Возьмите какой-нибудь «нефтегаз». У него огромный объём объектов недвижимости. Если рассчитать кадастровую стоимость этих объектов, выяснится, что налоговая нагрузка в кризис на нефтегазовую сферу просто колоссальная. В 2015 г. будет сделана новая кадастровая оценка - стоимость некоторых объектов увеличилась в десятки раз. Представьте, какими будут налоги! Поэтому нелегко всем, но у каждого своя специфика.
- Тогда кому тяжелее?
- Мне в голову сразу приходит агропромышленный комплекс. У наших сельхозпроизводителей достаточно административных барьеров. Есть сложности с кредитованием, получением господдержки. Кстати, в последнее время добавилось ещё одно условие для её получения: надо иметь сто и более голов скота. С таким нововведением господдержка для небольших КФХ может вообще исчезнуть. А это неправильно. Не только на средних и крупных сельхозпроизводителях всё держится – многим достаточно небольшого поголовья, чтобы успешно работать.
Вообще ставку нужно делать на малый и средний бизнес - именно они максимально подстраиваются под потребительский спрос. И не надо заблуждаться насчёт слова «малый». «Малый» – не значит «маленький». Просто годовые обороты у него меньше по сравнению с гигантами.
Любое дело может стать успешным
- На что чаще всего жалуются наши предприниматели?
- На несовершенство федерального законодательства. Возьмём 159 федеральный закон о праве преимущественного выкупа недвижимости добросовестным арендатором. На практике бывает так: берёт предприниматель в аренду помещение в негодном состоянии, делает ремонт, то есть увеличивает его стоимость. Когда появляется возможность помещение выкупить, бизнесмену предлагают цену, включающую стоимость всех неотделимых улучшений, сделанных им же. И если бизнесмен и владельцы помещения не договорятся заранее о порядке реализации этих улучшений, то потом никаких компенсаций предприниматель не добьётся. А кто согласится платить за здание дважды? Это только один из факторов, мешающих развитию бизнеса. Предприниматели должны заниматься делом, а не судебными тяжбами…
- По ТВ стали часто показывать сюжеты, как какой-нибудь гражданин, оставшись без работы, открывает успешный бизнес. Насколько это реально?
- Если нет минимального начального капитала – открыть ничего не получится. Но есть микрофинансирование, микрозаймы. У того же Фонда поддержки предпринимателей (ФПП) на сайте выложено много предложений. Перед тем как начать свой бизнес, неплохо было бы ознакомиться с программами поддержки.
Вот свежайший пример: на заседании комиссии по лицензированию деятельности управляющих компаний рассмотрели вопрос о выдаче лицензий 23 компаниям. Три из них были новыми - люди взяли на себя смелость заняться новым делом именно в кризис.
Недавно зарегистрировали предпринимателя, который организовал мини-отель. При должном подходе этот бизнес будет приносить неплохой и стабильный доход.
- Если сравнивать Югру с другими регионами, то какова здесь экономическая ситуация?
- Запас прочности у нас больше, потому что ресурсами округ не обделён. Судя по мониторингу ФПП, новых предприятий открывается больше, чем закрывается.
Насчёт Ханты-Мансийска так скажу: у нас со всеми направлениями дела обстоят не очень хорошо: открыть можно хоть точку питания, хоть книжный магазин, хоть отдел одежды. Я сама потребитель и могу сказать точно: спрос здесь превышает предложение. Можно начать какое угодно дело, и если поставлено оно красиво и грамотно, отбоя от клиентов не будет.