aif.ru counter
518

Когда прекратится рост цен на бензин?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Югра 10/10/2012

И действительно, цены на бензин в последнее время активно обсуждаются не только в социальных сетях и курилках, кажется, даже на кухне люди не прочь перекинуться парой-тройкой реплик о наболевшем. И если раньше эта проблема волновала, в основном, только автовладельцев, то теперь недовольство высказывают и те, кто на автозаправочных станциях не бывает вовсе. Претензия одна - как в нашем богатом углеводородами регионе цены на топливо для авто могут быть одними из самых высоких в стране.

Куда растём?

Сегодня в Ханты-Мансийске цена за литр 92-го уже превысила отметку в 30 рублей, такая же ситуация в крупных городах округа - Нижневартовске и Сургуте. В целом, как сообщает Тюменьстат, за прошлый месяц бензин подорожал на 1,8%. И, если в августе средняя цена АИ-92 составляла 28,60 рублей, то уже в сентябре - 29,15 рублей (у наших соседей - ямальцев потребительская цена на бензин возросла на 2,1%, в Тюменской области без автономных округов - на 3,9%). Тенденция к дальнейшему росту намечена, и связано это, как утверждают специалисты, прежде всего, с нестабильностью на мировом финансовом рынке.

Ситуация парадоксальна: «Когда баррель дорожает, наши нефтяники, повинуясь общей тенденции, тоже повышают цену. Когда стоимость начинает падать, то у нас её повышают, чтобы компенсировать упущенную прибыль от экспорта. А если цена стоит, то в России она продолжит расти из-за инфляции», - комментирует происходящее финансовый аналитик Фёдор Медведев. Таким образом, любые колебания цены на нефть на мировых рынках отечественные компании всегда сведут к необходимости повышения цены на бензин. 

Своей нефти не хватает

Однако стоимость топлива может увеличиться ещё по ряду причин. Цены на оптовую продажу устанавливает компания-собственник продукции, будь то Газпром, ЛУКОЙЛ или Сургутнефтегаз... Между тем, конечная розничная цена на бензин зависит не только от повышения цен на заводе-роизводителе. Свою лепту вносят и автозаправочные компании. 

По оценкам экспертов, в России такая накрутка составляет в среднем от 3 до 6 рублей за литр 92-го. «Есть множество факторов, из-за которых бензин дорожает и у производителей, и у розничных продавцов. Инфляция, меняющееся налоговое законодательство, изменение цен на электроэнергию, повышение заработной платы бюджетников, - всё это факторы, которые существенно влияют на положительную динамику цен на бензин. Спекуляцию тоже нельзя исключать. Говорить о том, что цена останется на прежнем уровне, нельзя. Динамика будет положительной, но умеренной», - комментирует ситуацию доктор экономических наук СурГУ Алексей Каратаев. 

 Несмотря на наличие у нас в округе крупнейших объектов нефтедобычи, стоимость бензина в Югре невыгодно отличается на фоне регионов России. Ситуацию мог бы спасти малый и средний бизнес. На обсуждениях стратегии развития округа на 20-30 годы был поднят вопрос о возможности создания в округе так называемого рынка нефти. В этом случае малые и средние предприниматели могли бы активно включиться в переработку «чёрного золота» и обеспечить горюче - смазочными материалами хотя бы местные муниципалитеты. Однако и тут не всё гладко. 

Во-первых, компании-гиганты явно не хотят делиться нефтью со своими «маленькими» коллегами. Во-вторых, конечный продукт таких компаний на данный момент ещё не может конкурировать по части качества. «Нам нужно подключить технопарки для разработки современных технологий. 

Есть ещё одна сторона медали. Маленькие заводики, как правило, используют для удешевления продукта технологии, которые не дают возможность выпускать бензин нужных стандартов и качества, - объясняет ситуацию глава региона Наталья Комарова. - Принят техрегламент на бензин - Евро-4.

Теперь важно найти и использовать такие технологии, которые дадут возможность за деньги, которые есть у малого и среднего бизнеса, создать мощности для производства бензина такого высокого класса. У нас мног о месторождений, которыми могли бы заниматься небольшие компании. Но на сегодняшний день не хватает нефти для собственных нужд нефтяников. Они вынуждены эту нефть приобретать». 

Пока ситуация не изменится, и у Ивана Гаврилюка, и у других югорчан есть как минимум три выхода из ситуации: готовить деньги, пересаживаться на велосипеды, либо ходить пешком.   

 

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах