Чей козырь?
На нашей памяти курс национальной валюты снижали дважды: в 1998 и 2008 годах. И оба раза действия Центробанка сопровождались ощутимыми потрясениями. Застой экономики вызывал кризис производства и массовые сокращения. «Девальвация 2008 была вынужденной. У Центробанка не оставалось резервов для регулирования курса, – объясняет доцент кафедры экономической теории ЮГУ Вадим ИСЛАМУТДИНОВ. – На этот раз Центробанк планирует снизить курс национальной валюты, чтобы избежать её чрезмерного укрепления, которое отрицательно скажется на экспортных отраслях. Темпы роста экономики ниже запланированных, но это всё-таки рост, а не стагнация».
Уже спустя неделю глава Минфина опроверг своё заявление, подчеркнув, что о девальвации речи не идёт, а закупки валюты существенно не повлияют на курс рубля.
Местные власти убеждены: если снижение курса рубля всё-таки случится, оно принесёт Югре в основном положительные результаты и даст козыри в руки нефтяных компаний. Суть такова: нефть продают за доллары, а лицензии, оборудование, труд рабочих покупаются за рубли. Значит, чем дешевле рубль, тем ниже расходы. «Бюджет округа напрямую зависит от ситуации в нефтедобывающей отрасли, – объясняет первый зам. директора департамента экономического развития Югры Василий ДУДНИЧЕНКО. – Падение рубля приведёт к росту прибыли нефтяников, а значит, мы сможем рассчитывать на дополнительные поступления в югорскую казну. Если будут снижаться цены на нефть, мы не получим больше, но меньше потеряем». Учитывая, что квартальный анализ показал дефицит бюджета и резкое снижение доходов округа, это особенно актуально. Но эксперты не разделяют оптимизма чиновника. «Распределение налоговых доходов таково, что окружному бюджету мало перепадает от нефтяных доходов», – уверен Вадим Исламутдинов. Основной кусок пирога отхватят федералы.
Давай меняться?
Эксперты считают, что большого роста цен не ожидается. Могут подорожать импортные товары, но в нашем регионе их доля составляет менее 50%. «Согласно поручению Президента, мы планируем индексацию зарплат бюджетников, – рассказывает Василий Дудниченко. – Источники для повышения есть: запланировано около 38 млрд. руб. на три года».
Менять или не менять, в случае чего рубли на доллары? «Любые манипуляции с покупкой валюты актуальны только для крупных сумм, – объясняет Вадим Исламутдинов. – Если вы накопили, к примеру, 50 тысяч, выйдет больше беготни и потерь на комиссии. Сбережения около 500 тысяч и больше целесообразно конвертировать, если вы не собираетесь потратить их в ближайшие три месяца: 30-40% лучше перевести в евро, 25% – в доллары, а остальное оставить в рублях. Могут возникнуть проблемы у тех, кто, купившись на низкую ставку, взял крупный кредит в долларах или евро. Но если доллар подорожает всего на 1-2 рубля, это не сильно скажется на платежеспособности».