Примерное время чтения: 8 минут
657

Филолог: «Русский язык в смертельной опасности»

25 мая во многих станах отмечается День филолога – профессиональный праздник людей, посвятивших свою жизнь филологии.

Каждый из нас помнит, как когда-то ежедневно на уроках, в классах, в коридорах мы встречали наших учителей, но никогда не задумываемся об их судьбе и жизни вне стен школы.

А ведь учительский труд – один из самых тяжелых, важных на земле. Трудно даже понять само значение учителя в жизни каждого из нас. Ведь зачастую именно от личности педагога, его профессиональных и человеческих качеств во многом зависит судьба того или иного ученика.

Мы решили узнать у учителя русского языка и литературы одной из школы Ханты-Мансийского района, поселка Кедровый Эльмиры Шайхиевны Бакиевой, что она думает о современном образование, о современных учениках и о русском языке.

«АиФ-Югра»: Эльмира Шайхиевна, когда Вы решили для себя, что станете преподавателем?

Эльмира Шайхиевна: Еще в детстве я уже твердо знала для себя, что стану учителем. Решила идти по стопам своих сестер. После школы поступила в Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева. А закончив его, сразу начала работать в школе. Теперь вот уже за плечами 25 лет стажа.

фото: из личного архива Э.Бакиевой

«АиФ-Югра»: А кого вы считаете своими учителями, кто оказал на вас влияние?

Э.Ш.: Быть учителем – очень ответственно. Это одна из самых значимых в обществе и благородных профессий. В нашем, быстро меняющемся мире, человеку, особенно молодому, порой сложно найти опору. И Учитель призван открывать детям вечные нравственные ценности, чтобы ребёнок мог рассматривать себя в их свете. Одним из своих Учителей, привившим любовь к слову, к литературе, я считаю своего учителя Кучукову Санию Шайхиевну.

«АиФ-Югра»: Что Вам больше всего нравится в Вашей профессии? Нравится ли Вам работать с детьми?

Э.Ш.: Работать с детьми нравится и даже очень. Больше всего мне хочется, чтобы ученик с моих уроков взял что-то полезное и в дальнейшем пронес через всю свою жизнь.

Мир как виртуальность…

«АиФ-Югра»: Как вам нравится сегодняшнее время, лучше оно или хуже того, что было?

Э.Ш.: Сегодня, естественно мир изменился. Если посмотреть, например, на современных детей, то они очень все мобильны, ироничны, так же как и мы были в их возрасте. Кроме того сегодня дети могут сказать острое словцо, за которым в карман не лезут. Они также читают классику или какие-то другие книги, т.е. это люди, такие же как и мы.

Однако, современные дети могут иногда даже опережать учителя в освоении разных новых технологий. Но между тем, они насколько зажаты, что не понимают, как раскрыться дальше. Для этих детей весь мир сейчас виртуален, они могут все увидеть, за секунду получить кучу информации, сидя перед компьютером, но они часто не видят реальности. Они живут в каком-то придуманном мире, зачастую гламурном, который формирует наше телевидение. Современный ученик должен уметь разбираться в себе – понимать, «что именно ему нужно».

Смертельная опасность

«АиФ-Югра»: Часто сейчас можно услышать: русский язык в опасности, чуть ли не смертельной. Какой он, современный русский язык?

Э.Ш.: Современный русский язык стремительно теряет свое разнообразие. В этом плане мы объективно отстаем от Запада: количество слов в различных словарях, например, английского языка, растет, но в основном за счет научных терминов, которых с каждым годом становится все больше и больше.

«АиФ-Югра»: Как вы оцениваете грамотность современной молодёжи по сравнению с теми учениками, кто учился, скажем, 10-15 лет назад?

Э.Ш.: Грамотность современной молодёжи по сравнению с прошлыми годами, конечно, существенно отличается. Сегодня современные дети мало читают. Работая в сфере образования уже много лет, я пришла к выводу, что русский язык сегодня превратился в бессмысленное нагромождение правил. Дети заучивают их, но не понимают смысла – зачем и для кого нужны все эти правила, почему нужно писать так, а не иначе. Одной из важных причин современной безграмотности, на мой взгляд, является недостаточное количество часов на изучение русского языка, особенно в старших классах. Например, на изучение русского языка по базисному плану отводится 1 час в неделю. В то время как на английский язык – 3 часа в неделю.

«АиФ-Югра»: Верите ли Вы в феномен так называемой «врождённой грамотности»?

Э.Ш.: 25 лет работы в школе показали, что, действительно, сегодня еще встречаются учащиеся с «врождённой грамотностью». Правда, их осталось совсем немного. Они не знают правил, но как-то интуитивно чувствуют, что именно здесь нужно поставить запятую, а здесь написать именно такое слово.

«АиФ-Югра»: Как вы оцениваете уровень подготовки вашего выпускного класса по сравнению с предыдущим вашим выпускным классом?

Э.Ш.: На мой взгляд, уровень подготовки предыдущего моего выпускного класса был выше. Многие из них были серьёзными, собранными, ответственными, любознательными, много читали. Сегодня же многим ребятам очень сложно сдать все экзамены, в том числе ЕГЭ, на высоком уровне. Уровень подготовки зависит ещё и от самого ученика. Естественно есть ребята, которые очень основательно готовятся к экзаменам. Ведь пока сам ученик не осознает, что это в первую очередь нужно ему, его никто не заставит хорошо учиться.

«АиФ-Югра»: Кстати, как Вы относитесь к ЕГЭ? Есть ли от этого экзамена хоть какая-то польза? 

Э.Ш.: - Лично я отношусь к ЕГЭ отрицательно. Считаю, что это неправильное оценивание знаний по русскому языку. Ведь зачастую многие ученики на ЕГЭ способны только угадывать вариант ответа, а те же, которые готовились к экзамену на самом деле от волнения могут ошибиться в правильном варианте ответа. Если же отставлять ЕГЭ, то только на вступительных экзаменах в вузы. 

фото: из личного архива Э.Бакиевой

Не царь и не Бог

«АиФ-Югра»: И вот 25 лет в школе. Изменилось отношение в обществе к учителю, подход к оценке его деятельности?

Э.Ш.: Сейчас учитель – это не царь и не Бог, и ты не просто «перед» классом стоишь. Сегодня очень важно быть не просто учителем, но и другом, собеседником, так скажем своим человеком. Не дети сегодня к тебе будут двигаться, а тебе придется двигаться к ним. Сейчас учитель – многофункционален. Он и классный руководитель, и учитель, и предметник, и психолог.

Профессия учителя русского языка сегодня не простая. Главное – любить её, чтобы она приносила радость. А радость – это когда твои ученики говорят и мыслят на родном языке. Учитель перестал быть авторитетом. Сегодня учителя могут легко оскорбить, обвинить, унизить. Вместо простых слов благодарности и поздравлений, например, с днем учителя, нередко услышишь даже по телевидению нападки, в которых учителя – чуть ли не монстрами, издевающиеся над «бедными» детьми.

«АиФ-Югра»: Выскажите, пожалуйста, Ваши пожелания для наших читателей «АиФ-Югра».

Э.Ш.: Хочу пожелать Вам, чтобы жизнь человека делали интересной. А еще, чтобы не боялись искать себя и меняться.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах