Тысячу жалоб на некачественные услуги и товары получили специалисты Роспотребнадзора Югры с начала года. В 2012 году жалоб было всего 400. «Виноват пресловутый человеческий фактор», – считает начальник отдела по защите прав потребителей ведомства Владимир Лопатин.
Если бы югорчане читали, что написано на этикетках, и периодически заглядывали в Закон о правах потребителей, многих неприятностей можно бы было избежать.
Альпийская бурёнка
– Владимир Викторович, где чаще встречаются просроченные продукты?
– Безусловно, в небольших ларьках и магазинчиках, потому что сетевые компании стараются следить за товаром, повышают квалификацию персонала на специальных курсах. Впрочем, всё зависит от людей на местах. Скажем, в Ханты-Мансийске две «Монетки». Но в одной могут быть выявлены нарушения, а в другой нет. Потому что в одном магазине директор держит продавцов в ежовых рукавицах, а в другом – нет. Многое зависит и от человеческого фактора. Бывает, и директор - строгий, и хозяин заведения -порядочный, а продавец всё равно продаёт просроченный товар по совершенно непонятным причинам. А зачем? Штраф за один просроченный торт – 300 000 рублей!
– Россиян то и дело пугают генномодифицированными продуктами, как отличить их от обычных?
– В России запрещено производство генетически модифицированных пищевых продуктов (ГМО), но разрешено их ввозить, поэтому нужно внимательно читать упаковки. Я всегда так делаю, потому что мне важно, что я ем, и у меня аллергия на многие продукты, как и у моего ребёнка. Жена, правда, со мной по магазинам предпочитает не ходить. Это довольно долгий процесс. Ведь надо прочитать всё от начала и до конца, не дав шанса недобросовестному товаропроизводителю тебя обмануть. Всё должно быть написано на русском языке. Если что-то не перевели – откажитесь от такого товара, ибо он не соответствует требованиям безопасности. Ещё важно отличать, где пиарщики используют маркетинговый ход, а где продают по-настоящему качественный товар. Нужно понимать, что «молоко коров, выращенных на альпийских лугах», после пастеризации ничем не отличается от «молока коров из деревенского сарая, выращенных на комбикорме».
Шуба «по фигуре»
– Югорчане стали чаще жаловаться на некачественные товары. Смотрят «Контрольную закупку» ?
– Просвещение по ТВ идёт полным ходом и это неплохо. Другое дело, что процесс был бы эффективней, если бы подобные уроки проводили в школах и университетах, а то люди запоминают информацию отрывками. Например, в перечне товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату, всего 14 наименований. Запомните их, и это серьёзно облегчит вашу жизнь. Например, нельзя возвращать нижнее бельё, лекарства, мебель, автомобили, компьютеры, бытовую технику, ювелирные изделия, только потому что она не подошла по цвету и фасону.
На днях к нам с жалобой на меховой салон обратилась женщина. Мол, ей продали некачественный товар, и она хочет вернуть деньги. Оказалось, что шуба ей понравилась, но нужного размера не было, и она купила на два больше. В соседнем ателье подогнать меховое изделие «по фигуре» не смогли. Вопрос с шубой завис в воздухе. Можем ли мы сказать, что товар некачественный и принудить продавца принять товар? Нет. Изделие надлежащего качества и не подлежит возврату. Это называется баланс рынка – закон защищает не только покупателя, но и продавца.
– А если шуба с браком, а магазин не желает возвращать деньги? Что делать?
– Готовится к войне. Нанимайте адвоката. Получить своё можно двумя законными способами: в досудебном (претензионном) порядке и соответственно в судебном порядке. Причем, в случае вашей победы в суде, магазин будет обязан компенсировать не только цену шубы, но и оплатить всех экспертов, адвоката, моральный вред. Кроме того суд суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. А вообще, увидев ваши серьёзные намерения, умный продавец 10 раз подумает, стоит ли доводить «до греха». Если же вы сами подпортили шубку и хотите решить проблему за счёт магазина, против вас могут выдвинуть встречное обвинение.
Кредитная история
– А насколько безопасны кредиты на покупку той же техники?
– Это одна из самых «горячих» тем споров и судебных тяжб. Банки жалуются на недобросовестных плательщиков, а те – что банки их обманули, указав не все данные в договоре. Но до недавнего времени самое важное в бумагах действительно писалось мелкими буквами, где-нибудь на оборотной стороне листа. Да ещё таким заумным языком, что без юриста не разобраться. Теперь всё строго – в правом верхнем углу титульного листа ставится полная стоимость кредита (в процентах), на которую и следует обратить внимание при заключении договора.
Помните, что договор купли-продажи с магазином и банковское кредитование – разные вещи. Был случай: женщина, проезжая через Сургут, купила планшет. Но у неё не устанавливались какие-то программы. Ей предложили сделать это платно. Она сгоряча разорвала договор купли-продажи и ушла. Планшет оставила. Но кредит-то остался и его никто не гасил! Накопилась солидная сумма… Подумайте хорошо, так ли нужен вам новый ноутбук в кредит? Может лучше потихоньку накопить?