334

Без барьеров. Насколько доступна городская среда для инвалидов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-Югра 31/07/2019

Число инвалидов в России растет – такова официальная статистика. Точнее, увеличивается количество детей-инвалидов. Если в 2016 году их было 617 тысяч, то в 2018 году – уже 651 тысяча человек. В Нижневартовске сегодня проживают около 100 детей-инвалидов. "АиФ-Югра" выяснили насколько доступна городская среда для инвалидов.

Могло быть и лучше 

Иван Башинский находится в инвалидной коляске с 2005 года. Говорит, что в тот период в Нижневартовске ни о какой доступной среде и речи быть не могло. Сейчас дело обстоит более или менее благополучно. Объекты социальной инфраструктуры постепенно приобретают все атрибуты цивилизации – пандусы, кнопки вызовы помощника для колясочника, адаптируют для инвалидов спортивные, культурные сооружения. Дело движется, жить тем, кого называют «маломобильным населением» становится легче. Впрочем, по мнению Ивана, сейчас город приспособлен для инвалидов лишь на 20-30 процентов: 

«Хотя, в нашем округе в целом ситуация неплохая. Те инвалиды, которые бывали в других городах, со мной согласятся – кроме Москвы и Санкт-Петербурга в целом в стране на инвалидов наплевать». 

Иван состоит в Совете по делам инвалидов при администрации. Собираются раз в квартал, стараются поднимать и решать актуальные проблемы. Но, к примеру, лишь год назад Совету удалось добиться того, чтобы новые дома, они в городе растут, как грибы, строились с учетом потребностей колясочников. Теперь дома сдаются с пандусами, лифтами, в которые удобно заехать на коляске. Сложнее с теми объектами, которые принадлежат частникам – малый бизнес, что логично, в первую очередь думает о прибыли.

Сервис? Нет, не слышали 

Валентина Клименко – инвалид-колясочник с 22-летним «стажем», давно мечтает о парикмахерской, в которую сможет добираться и заезжать самостоятельно. 

«Пока в Нижневартовске нет ни одной, которая была бы расположена на первом этаже и не имела препятствий для заезда на коляске», - говорит женщина. Если бы не супруг, который возит ее на машине по делам, Валентина сидела бы в четырех стенах безвылазно. 

«Нам как глоток воздуха нужна любая информация о доступности и услугах. Сегодня инвалид колясочник сам по Нижневартовску передвигаться не сможет, часто мешают бордюры. Я, благо, езжу на машине — муж возит. Да и без электроколяски трудно на большие расстояния передвигаться, у кого руки слабые. Узнаю про магазины, аптеки, поликлиники, банки только за счет своего опыта и друзей», - уточняет Валентина.  

Кстати, сегодня в Югре действует интерактивная карта доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья. На публичном портале ТИС Югры можно узнать, к примеру, где расположен тот или иной объект, имеющий доступ для инвалидов. Этот сервис даже помогает построить маршрут для передвижения колясочника и подсказать, где можно самостоятельно добраться до объекта, а где без посторонней помощи не обойтись.

Только вот Иван, например, сервисом не пользуется – хватает собственного опыта, а Валентина и вовсе впервые слышит о нем.

Поживем - увидим 

Что касается больниц. Иван, к примеру, особых нареканий к ним не имеет. А у Валентины назрело масса вопросов: 

«В поликлинике № 1 на коляске еле-еле втискиваемся в лифт. Рентген-кабинеты тоже под нас не приспособлены. А еще нам нужны специальные кровати шириной хотя бы 140 см, потому что человек, у которого не работают тазовые органы, поворачивается всем телом. А в больницах кровати в основном 90 см, приходится лежать, не двигаясь, и бояться упасть». 

Еще одна из проблем, которые озвучивает Валентина - дорога к Фонду социального страхования. 
«Она ничья, а инвалидам тяжело к ней подъехать – сюда обращаются многие из нас. И возле самого здания плитка, как после обстрела», - уверяет вартовчанка. 

Знает ли город об этих бедах? Знает. И не скрывает: 

«Несмотря на проводимую работу, число объектов социальной инфраструктуры, нуждающихся в обеспечении доступности, остается значительным, так как многие из них были построены без приспособлений для доступа инвалидов в силу несовершенства применявшихся ранее архитектурно-планировочных решений», — разъясняется в документе под названием «Качество жизни инвалидов в Нижневартовске», который размещен на официальном сайте органов местного самоуправления в разделе «Доступная среда». 

А еще в городе существует муниципальная программа, рассчитанная на период до 2030 года. В ее рамках, например, в 2018-м во Дворце искусств и Зале международных встреч создали «безбарьерную среду», 25 из 108 светофоров нынче оборудованы звуковыми сигналами, 39 автобусов теперь имеют низкие полы – чтобы колясочник смог легко забраться в него. Но, до идеальных условий, увы, еще далеко – констатируют люди. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах