Но на момент написания этой статьи число обсуждающих стратегию на сайте составило всего 179 человек при населении округа в полтора миллиона…
Главное - начать
Губернатор и правительство Югры предприняли достаточно много усилий, чтобы развернуть полноценную дискуссию вокруг «Стратегии-2020-30». Наталья Комарова в рабочих поездках сама встречалась с югорчанами и впрямую участвовала в обсуждении. Основной дискуссионной площадкой стал сайт правительства Югры. Существует рабочая группа по сбору и анализу предложений югорчан. Конечно, столь глобальный документ разрабатывается аналитическим центром и стоит немалых денег. Расклад цен - от 15 млн. рублей до 60, при этом эксперты работают два-три года (по данным одного из московских аналитических центров). Для создания югорской стратегии развития собрана и обработана масса самого разнообразного статистического материала, работа проделана обстоятельная. Мы не берёмся сегодня обсуждать сам документ, но вот выводы и рекомендации обсуждать, безусловно, стоит.
Окружная стратегия 2020-2030 рассматривает три сценария развития Югры - пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный. Все три, объективно говоря, нефтегазовые. При наиболее вероятном сценарии (который впоследствии, как правило, и оказывается единственно верным) предполагается, что баррель нефти Urals (а это бочка в 166 л.) в 2020 году будет стоить 116 долларов США, а в 2030-м - 161 $. При общей добыче нефти в Югре в 220 млн тонн к 2020 г., и 165 млн тонн - в 2030 году. Пока мы добываем 265 млн тонн нефти в год. Предполагается, что уже через 18 лет югорская добыча сократится на 100 млн тонн. Возьмём среднюю цену за баррель нашей Urals в 130 долларов. Умножим на 6 (в тонне - 6 баррелей). Получим 780 долларов за тонну. 100 млн тонн нефти стоят 78 млрд долларов. Доля округа от этой суммы (в виде налогов) примерно 13 %. Это 10 млрд 140 млн долларов. Или 304 млрд 200 млн рублей. Примерно два годовых окружных бюджета. Но разве при таких потерях мы можем говорить об устойчивом развитии?
Устойчивые мифы
В окружной Стратегии-2020-2030 предполагается, что после 2020 г. будет возвращён к жизни проект «Урал промышленный - Урал полярный» (УП-УП). Между тем, весь проект УП-УП сегодня сосредоточен вокруг строительства железной дороги Пангоды - Надым - Салехард - Лабытнанги. О железной дороге Полуночная - Обская по территории Советского и Берёзовского районов сегодня даже речи нет. Так называемым «бесценным кладовым» Приполярного Урала должна сопутствовать серьёзная геологоразведка. А геологоразведочные работы практически свёрнуты. Перевод полезных ископаемых из прогнозных в категорию доказанных и разведанных запасов займёт от 16 до 30 лет. К этому времени как раз и закончится время окружной «Стратегии 2020-2030».
Существует проект Северо-Сибирской железной дороги (Нижневартовск - Усть-Илимск) и её продолжение через Югру (Усть-Илимск - Нижневартовск - Сургут - Ханты-Мансийск - Устье-Аха - Серов). Часть магистрали (от Нижневартовска до Сургута) уже существует, часть необходимо построить. Соответствующие планы есть в Стратегии РЖД до 2030 года.
А дальше - кто смел, тот и съел. Железная дорога даёт мультипликативный эффект на 60 километров вверх и вниз от магистрали. Ещё в 2008 г. тогдашний губернатор Красноярского края Александр Хлопонин собирался обсудить строительство СевСиба и возможности государственно-частного партнёрства сразу с несколькими губернаторами на Красноярском экономическом форуме. Потом случился кризис, а потом Хлопонин поменял работу…
Но мечта о нормальной «чугунке» не исчезла! И интерес Пермского края, Свердловской, Томской и Иркутской областей, Югры и Красноярского края никуда не делся! И это будет не магистраль по приполярной пустыне, где нет ни одного населённого пункта. В нашем случае СевСиб - это Нижневартовск и Сургут, Ханты-Мансийск и Устье-Аха, Советский и Югорск (всё зависит от того, в каком месте выводить новую магистраль на приобскую ветку - с последующим выходом через Серов на Москву и Санкт-Петербург).
В зоне эффекта мультипликации - более половины населения округа. И колоссальный железнодорожный транзит во все стороны: Москва и Питер - в западном направлении, Ямал - в северном, Тюмень и Екатеринбург - в южном, и БАМ - в восточном. Стратегия? Безусловно! Вторая, транзитно-транспортная экономика? Безусловно!