А кран-то перекрыли…
Прошёл месяц, два, три, наступил ноябрь. В один из снежных дней я отправилась на работу, а вернувшись домой, обнаружила, что воды нет. Ни холодной, ни горячей. Обзвонила соседей - все с водой. Через 009 нашла телефон аварийной службы водоканала. Мне обе-щали, что «бригада быстрого реагирования» скоро приедет и попросили расчистить от снега колодец (у меня домик в частном секторе). Я взяла лопату, метлу и через 20 минут к колодцу можно было подходить в тапочках.
Открыв колодец, мастера водоканала обнаружили, что моя труба перекрыта.
- Долги есть?
- Небольшие, но я стараюсь платить…
- Наверное, за неуплату отключили, кому надо просто так в колодец лезть?
- А почему меня никто об этом не предупредил?
- И нас никто…
Скажу честно. Когда мужчины в спецодежде выяснили, что сумма моего долга перевалила за десятку, мне хотелось провалиться сквозь землю от стыда. Но и негодование росло. Ведь, если бы меня предупредили, я бы уже оплатила долг! Дяденьки уехали. В котле упало давление. Батареи начали медленно остывать. Я спала под тремя одеялами. А если бы у меня был маленький ребёнок?
Утром я позвонила в расчётный центр и заявила, что не могу оплатить весь долг сразу. Мне вежливо объяснили, что достаточно половины и письменного заявления с обещанием оплатить оставшуюся сумму в следующем месяце.
Телефон начальника тоже дали. Никто меня не ругал, не стыдил, все старались выслушать и помочь.
Но заявили, что имеют право отключить холодную воду без предупреждения, если пользователь не платил за услуги более «двух периодов» и не сообщал показания счётчика, т.е., начисления шли по общему нормативу. Коммунальщиков понять можно. По данным управления Федеральной службы судебных приставов, с начала года общая сумма долга югорчан за услуги ЖКХ составила более 1 миллиарда. Приставы взыскали лишь треть. У некоторых граждан долги составляют от 150 до 600 тыс. рублей!
Армагеддона не было…
Конечно, долг я оплатила, воду мне включили (заплатила я за этот процесс около 2 тысяч), батареи заработали. Только вот осталось ощущение, что делается всё как-то неправильно. С вопросом я отправилась к испольнительному директору СРО НП «Управляющих компаний ЖКК Югры» Александру Тарасенко.
«Есть постановление Правительства России за номером 354 от 6 мая 2011 г. Там прописаны правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и в частном секторе. Так вот, ограничивая или останавливая предоставление коммунальных услуг, коммунальщики должны предварительно уведомить об этом потребителя, - объяснил Александр Викторович.
- В число случаев как раз входит неполная оплата потребителем коммунальных услуг. А точнее, если «у потребителя есть задолженность по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму трёх месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учёта…».
Мне должны были отключить воду через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления). Причём предупреждение должны были вручить лично в руки под расписку или по почте заказным письмом. Без предупреждения отключают коммунальные услуги, если возникла аварийная ситуация, стихийное бедствие… список можно продолжить, но ситуации с неоплатой в нём нет. А вот бедствие у меня могло произойти, если бы дом разморозился.