Однако такая гонка, похоже, начала давать негативные результаты. Слишком много недоделок. В одном только Сургуте, по словам гендиректора Сургутской торгово-промышленной палаты Владимира БОЛОТОВА, общее количество жалоб от покупателей новостроек в год составляет несколько сотен.
Посыпалось…
Ежегодно показатели югорской строительной отрасли вырастают на треть. Если ещё в 2010 году был сдан 561 кв. м жилья, то в 2011-м – уже 757, а в 2012-м цифра достигла 1,2 миллиона – впервые за 20 лет. В этом году планируется перешагнуть и эту планку. Строить быстро выгодно всем: чиновникам, застройщикам и даже, казалось бы, рядовым гражданам, которым обещают сокращение очередей по окружным программам и снижение цен на жильё. А не страдает ли при таком ажиотаже качество жилого фонда?
Вот пример. В 16-м микрорайоне Нефтеюганска начал разрушаться дом №87. В августе на первых этажах появились внушительные трещины – был объявлен режим ЧС. Власти города настоятельно рекомендовали жильцам съезжать, а в качестве временного пристанища предложили культурный центр. Пострадавшие отказались ночевать на раскладушках и остались в опасном доме. «По заключению специалистов Югорского института развития строительного комплекса, фундамент дома – в аварийном состоянии, – констатирует глава Нефтеюганска Виталий БУРЧЕВСКИЙ. – Жители не согласны на отселение, но наше дело – предупредить и в случае отказа зафиксировать это официально».
Пока власти разводят руками, жители дома пытаются отстаивать свои права. По словам председателя правления ТСЖ «Северный берег» Антонины ФРИЗЕН, виновник – строительная компания «Автобан». Она строила рядом многоэтажку, и разрушению фундамента способствовало забивание свай. Мнение жильцов подтвердил суд, в который обратились четверо владельцев квартир.
«Мы считаем решение суда несправедливым, – убеждён директор компании «Автобан» Алексей АНДРЕЕВ. – Причинно-следственные связи между производимыми нами работами и трещинами в соседнем здании не подтверждены. Видимо, кому-то на руку ввести в заблуждение «взвинченных» граждан, сместив акцент на заведомо невиновную сторону. Мы готовим пакет документов для подачи в окружной суд. Кроме того, выплата компенсации четырём жителям не решит проблему всего дома». По мнению Андреева, корни проблемы «дома с трещинами» кроются в 2001 году. Согласно техническому обследованию конструкций, сделанному проектным институтом «Омскгражданпроект» на момент подготовки дома №87 к сдаче, его фундамент требовал усиления. Были обнаружены многочисленные трещины, специалисты отметили низкое качество кладки. Дом был сдан в эксплуатацию с замечаниями – что сегодня, впрочем, не редкость.
«Трещины в кирпичной кладке, возникающие при эксплуатации дома, – чаще всего результат серьёзных нарушений ещё на этапе закладки фундамента, – комментирует инженер одной из строительных компаний Ханты-Мансийска Павел УШАКОВ. – Но эти ошибки сложно обнаружить, когда дом уже готов, это ведь так называемые скрытые работы». Кто бы ни был виноват, а дом снова требует немалых бюджетных вложений. Ремонтировать его чиновники планируют за счёт окружной программы.
Кому расхлёбывать?
«Дома с недоделками – беда югорских коммунальщиков, – рассказывает руководитель управляющей компании «ЖЭУ» Николай ШЕВЛЯКОВ. – Власти города принимают дом, оставляя нам проблемы и недовольство жильцов. Вот пример – мы обслуживаем новый дом на улице Песчаной. Он был сдан без контейнерной площадки. Нас обязывают её обустроить, а стоимость работ превышает прибыль со всего дома за месяц. И таких недоделок немало! Я убеждаюсь, что при сдаче домов в эксплуатацию всё решают деньги, а иначе, откуда столько нарушений?». К слову, во многих регионах после государственной комиссии дом принимают ещё и сотрудники эксплуатационной компании. И зачастую они судят гораздо строже, ведь ни один здравомыслящий коммунальщик не возьмёт дом с перспективой необоснованных затрат. А в Югре тендер проводится только после сдачи дома в эксплуатацию. Может быть, властям выгодно игнорировать надоедливых коммунальщиков?
Власти Югры сегодня старательно борются с ветхим жильём, сносят дома, которые спешно строили в 80-е. А не окажется ли, что лет через десять сегодняшние новостройки признают временным решением жилищного вопроса и всё начнут сначала?
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Глеб ГОРЫНИН, доцент кафедры строительных технологий и конструкций СурГУ, профессор:
– На мой взгляд, одна из главных проблем строительной отрасли – в том, что у современного инженера не сформировано мировоззрение. И корни проблемы находятся в школе. Студенты, которые приходят в вуз, вообще не готовы учиться. Школа не научила их дисциплине, а ведь это – важнейшее качество для инженера. Если человек со школьной скамьи привык нарушать все правила, то он, став инженером, не будет соблюдать технологии. Отсюда – все недоделки в новых домах. Беда – во всеобщей расслабухе.
Дмитрий САФИОЛЛИН, директор ООО «ЮграСтройИнфо»:
– Сегодня темпы ввода в эксплуатацию жилья – некий индикатор успешности регионов и качества работы региональных чиновников. Миллион квадратных метров жилья в год – это не прихоть окружной власти. Президент поставил задачу повысить обеспеченность граждан жильём, и регионы лезут из кожи вон.
В Югре этот показатель невысок – 19 квадратных метров на человека, в то время как в среднем по России – 34. Высокий спрос на жильё, кроме того, провоцирует рост цен. Львиную долю спроса формируют мигранты. В Сургуте их – более 4 тысяч за год. Цены снизятся сами собой после насыщения рынка. Кроме того, должно произойти сегментирование цен. Например, квартиры в панельных многоэтажках должны серьёзно подешеветь.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Про завтра думать некогда
Сергей РЯБОВ, депутат Думы Сургута:
– В очередной раз поменяли директора Департамента строительства Югры. В голову приходит известная строчка Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь…» Сколько ни меняй «музыкантов», цены на жильё не изменятся. Они зависят от многих факторов строительного рынка. С одной стороны, высокие цены – это показатель привлекательности города и высокой покупательской способности горожан. Это, конечно, плюс. Мы же не хотим жить в трущобах, где жильё ничего не стоит.
Город динамично развивается, и ощущается огромный дефицит рабочей силы. Работодатели вынуждены приглашать специалистов с периферии и из других областей. Это потенциальные покупатели квартир. А спрос способствует росту цен. Но главный фактор высокой цены на жильё – это отсутствие конкуренции в ценовой политике. В Сургуте – всего две-три крупных строительных компании. Сегодня возник некий ценовой «мыльный пузырь». Чтобы его ликвидировать, нужно строить более активно. Если будут привлечены другие застройщики, в том числе иногородние, это позволит быстрее снизить ценовую планку.
Если говорить о качестве, то мы не раз критиковали Департамент архитектуры города. В новых микрорайонах, например, 20»А», невозможно жить: дом на доме, нет места для парковок и детских площадок, даже негде проехать пожарной машине. А пресловутая точечная застройка? Строители, невзирая ни на какие нормы, старались «забить» квадратные метры. На мой взгляд, мы нашли понимание со стороны администрации, и эта практика больше не применяется. Микрорайоны будут строить «с нуля», на новом землеотводе с продуманной инфраструктурой.
Я неоднократно сталкивался с «произведениями» застройщиков, в которых уже давно живут люди, но с первого дня там текут трубы, промерзают стены. Это касается не только жилья, но и социальных объектов. В 24-м микрорайоне есть детский сад, который я предлагал вообще не принимать. Может быть, надо хотя бы раз снести новостройку в назидание другим. Но есть политический момент: сегодня надо определить детей в детсады, а что будет завтра, думать некогда.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
В Союзе умели строить
Николай ИВАНИСОВ, сургутский общественный деятель, Заслуженный гражданин России:
– Застройщики и чиновники оправдываются, что невысокое качество строительства задалось ещё с советских времён и сегодня трудно исправить ситуацию. Я категорически не согласен. Проще всего сказать, что виноват кто-то в прошлом, только не мы. Это просто политический ход или же позиция, выгодная бизнесу. В советские времена в новой квартире можно было сразу жить. А сегодня устранение недоделок обходится порой в десятую часть стоимости жилья.
Вряд ли мы можем вернуться в прошлое. Но добиться качества можно. Во-первых, необходимы ужесточение контроля и эффективное финансовое воздействие. Не перестановки на руководящих должностях, а чувствительные штрафы застройщикам. Во-вторых, необходимо совершенствовать систему взаимоотношений «работник-работодатель». Югру строят мигранты: они не заинтересованы работать качественно, а работодателю выгодно меньше платить. С этим нужно что-то делать.
В Югре при таких больших объёмах строительства нет своего производства. И вряд ли будет, ведь с учётом цен на доставку сырья и стоимости рабочей силы местные стройматериалы могут выйти дороже привозных аналогов. Так что в этом направлении работать бесполезно.