Примерное время чтения: 8 минут
558

К барьеру! Как в Югре создают доступную среду для инвалидов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Югра 14/10/2015
Станислав Кононенко убедился, что без посторонней помощи заехать в здание речного вокзала Ханты-Мансийска невозможно.
Станислав Кононенко убедился, что без посторонней помощи заехать в здание речного вокзала Ханты-Мансийска невозможно. пресс-служба ОНФ

Создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями - одна из главных социальных задач, которую декларируют власти. На её решение выделяются сотни миллионов рублей. Однако, как показывает практика, Югре над этим вопросом ещё работать и работать.

Автобусы и школы

В Югре сегодня проживают 56,5 тысячи инвалидов, это 3,5% населения автономного округа. Большинство из них – почти 23 тысячи человек – имеют вторую группы. На тысячу меньше инвалидов третьей группы. А первая группа присвоена 6871 югорчанину. При этом детей-инвалидов в округе - 5144. А инвалидов-колясочников - около 700 человек. И доступная среда требуется далеко не только им, но и пожилым людям, мамам с колясками.

В 2015 году на программу «Доступная среда» в Югре выделили 336,2 млн рублей. По мнению экспертов общественной палаты Югры наиболее успешно программа реализуется в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске, и Югорске. Но гораздо важнее мнение самих инвалидов. И их, как оказалось, далеко не всё устраивает. Даже тех, кто живёт в «передовых» городах.

«Передвигаюсь я на коляске одна. Невозможно заехать в торговый центр «Небо» на второй этаж. Лифт есть, но далеко и к нему пороги, - сетует инвалид первой группы Ирина Башмакова из Ханты-Мансийска. - Также заехать в автобус практически невозможно».

Сегодня лишь 34,6% городских автобусов в Югре оборудованы для перевозки маломобильных граждан. В течение 2014 года власти купили 13 специализированных низкопольных автобусов, увеличив эту долю на 2%. При этом к 2020 году планируется приспособить для инвалидов 38,5% городского транспорта - темпы не самые высокие.

С другой стороны, различные социальные объекты оборудуются для инвалидов гораздо быстрее. За прошлый год – 48 учреждений, что позволило увеличить долю доступных объектов с 34,8 до 41,2%. Эта работа активно идёт и в 2015 году. Например, в сургутской школе №32 реконструировали пандус, сделав это всего лишь для одной своей ученицы - 12-летней девочки, которая после автомобильной аварии передвигается на коляске.

«На въезде в школу обустроили удобный заезд. Теперь не нужно прикладывать никаких усилий, чтобы проехать на территорию. Также сделали пандус, - рассказала директор школы Лариса Прогонюк. - Мы понимаем, что самой девочке добраться на нем в школу будет сложно, потому специально для нее мы изготовили портативное устройство с кнопкой. Как только она будет подъезжать к школе, ей просто нужно будет нажать на кнопку. На вахте сработает оповещение, после чего охранник выйдет и поможет ей заехать».

Сегодня для детей-инвалидов в Сургуте полностью оборудованы пять образовательных учреждений - естественно-научный лицей, школы №№ 18, 32, 27 и 40.

Вокзалы на очереди

Если в школах вопрос доступной среды решается более-менее успешно, то на вокзалах Югры всё далеко не так гладко. Яркий тому пример – речной вокзал Ханты-Мансийска, совмещённый с автовокзалом. На стоянке нет мест для инвалидов. К зданию мешают подъехать высокие бордюры. Пандусы есть, но они очень неудобны.

«Пандус длинный с двумя повышениями более 45 градусов, но при этом он не оборудован перилами, - говорит председатель регионального общественного движения инвалидов-колясочников «Преобразование» Станислав Кононенко. - В гололёд гранит становится очень скользким, превращаясь в непреодолимое и опасное для жизни препятствие, потому что не каждый инвалид сможет удержать коляску на скользком спуске. Не соответствуют требованиям и ступени, ведущие в вокзал. Они широкие: более восьми метров, а перил нет - ни по краям, ни центральных».

Кроме того, входные двери в здание очень узкие - на коляске проехать через них без посторонней помощи невозможно. В здании нет лифта на второй этаж, не оборудованы туалеты, отсутствует кнопка вызова сотрудников. Руководство речного вокзала с претензиями согласно.

«Мы сейчас готовим проект реконструкции речпорта, с учетом всех требований по созданию безбарьерной среды, - сказал начальник вокзала Михаил Продан, назначенный всего месяц назад. - Несмотря на то, что зданию всего семь лет, оно строилось без учета нужд маломобильных групп населения. Что-то сможем исправить уже до конца текущего года: заказали новые двери, ремонтируем туалеты, лифт не обещаю, но сотрудники вокзала по первой же просьбе помогут подняться на второй этаж».

Проверить, как вокзалы Югры оборудованы для инвалидов взялись активисты Общероссийского народного фронта. Они уже выяснили, что в ряде случаев разные начальники просто не могут договориться между собой, когда, например, вокзалом управляет одной ведомство, а парковкой на привокзальной площади - другое.

«Эти межведомственные проблемы не должны касаться людей с ограниченными возможностями, - считает сопредседатель штаба ОНФ в Югре Константин Терновой. - Мы планируем выявить все факты нарушения прав маломобильных граждан, чтобы они были своевременно устранены. Сегодня это вопрос не желания, а социальной ответственности».

Сколько вкладывает федеральный бюджет
Правительство России в 2016 и 2017 годах планирует направить около 20 млрд рублей на поддержку региональных программ «Доступная среда». При этом, чтобы получить федеральные деньги, регионы должны вложить и свои. Бюджет страны профинансирует 70% расходов региона на создание доступной среды. А для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью - 95%. При этом, по словам заместителя министра труда и социальной защиты РФ Григория Лекарева, в 2015 году 20% всех российских школ будут оборудованы для инвалидов. По данным на август, их было 12,8%, а четыре года назад, когда в России стартовала программа «Доступная среда», - и вовсе 2,5%.

Дело движется

Сергей Великий, депутат думы Югры:

- Бывая в городах Югры, мы замечаем улучшения адаптивной среды для инвалидов. Конечно, не все идеально, есть замечания, недоработки, но дело все-таки движется. Средств на эти цели власти не жалеют. Объем финансирования программы только на 2015 год составляет около 340 миллионов рублей. Большое внимание проблемам людей с ограниченными возможностями уделяет и «Единая Россия». В Нижневартовске общественники и партийцы вместе решают, на что обратить внимание в первую очередь. В столице Самотлора сейчас ведется работа по созданию единого реестра совершеннолетних добровольцев, готовых работать с инвалидами. Для них будут организованы обучающие семинары. Среди поставленных задач - обследование новых микрорайонов на предмет безбарьерной среды, консолидация сил городского Совета инвалидов и рабочей группы, разработка положения о конкурсе среди предпринимателей и предприятий.

Мы должны жить вместе

Эдуард Исаков, председатель регионального отделения Паралимпийского комитета РФ в Югре:

- Люди с инвалидностью должны работать на предприятиях вместе со всеми. Работодателям необходимо понимать, что зачастую люди с инвалидностью обладают бесценными качествами. И если дать им возможность проявить свои знания и умения, то, скорее всего, они станут незаменимыми специалистами. Тогда не нужны будут квоты на рабочие места. Исчезнет потребность создавать предприятия исключительно для людей с инвалидностью. Они должны жить и работать вместе с нами, а не где-то рядом. Поэтому следует внедрять инклюзивное образование, которое позволит ребенку влиться в общество со школьной скамьи. К сожалению, сегодня инклюзивное образование предполагает исключительно получение образовательных услуг в науках. Далеко не все школы готовы предоставить услуги детям с инвалидностью по занятиям физической культурой. Над этим необходимо работать.

Я всё успеваю

Евгений Суржев, житель Нижневартовска, инвалид второй группы:

- К сожалению, автомобильные стоянки для нас всё чаще занимают «инвалиды» на дорогих иномарках - но это проблема культуры, совести каждого отдельно взятого человека. А вот очереди в больницах - как были, так и остались, несмотря на все принятые нашим правительством программы.

А летом мне нужно было отправиться в Санкт-Петербург на операцию. Мне предложили льготный проезд. Это, конечно, хорошо. Но проезд на поезде. Причем, в плацкартном вагоне. И это при том, что я передвигаюсь исключительно на костылях.

Стоял я в очереди на получение жилья, как нуждающийся в социальной помощи. Получал при этом только пенсию в размере 11 тысяч рублей. На эти деньги семью, естественно, не прокормить (у Евгения Суржева жена и двое детей – Ред.), поэтому сейчас работаю на четырёх работах. В результате мой средний заработок теперь составляет около 40 тысяч рублей в месяц, плюс пенсия по инвалидности. В итоге общий доход составляет 50 тысяч рублей – и поэтому меня сняли с очередников! Теперь очередь моя 4892, и при лучшем раскладе я получу квартиру через лет 16-18. Получается, мне, чтобы получить жильё, надо жить на пенсию все эти годы и обрекать семью на бедность?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах