В Ханты-Мансийском округе сегодня живут более 56 тысяч инвалидов. Это численность среднего города Югры, такого, как Когалым. А значит, как в любом другом городе, для жителей должны быть соблюдены условия доступности, как пространства, так и услуг: здравоохранения, образования, культуры… Но сегодня доступность социально значимых объектов в округе оставляет желать лучшего. А то, что создано для инвалидов, часто сделано формально.
Есть пандус - нет перил
Такой вывод был сделан активистам Общероссийского народного фронта в Югре по итогам общероссийского мониторинга «За доступную среду» на территории Ханты-Мансийского округа. Активисты ОНФ вместе с представителями городских организации инвалидов в шести территориях Югры проверили социально значимые объекты, без посещения которых людям с ограниченными возможностями в своей жизни не обойтись. Итоги оказались неоднозначными.
Из 71 проверенного объекта только 10 полностью доступны для маломобильных групп населения, 36 – доступны частично, остальные – не доступны. Причем, в числе этих остальных такие важные для инвалидов учреждения, как местный отдел службы Роспотребнадзора и приемные главы и городских депутатов в Нефтеюганске; отделение почтовой связи №7 и речной порт в Ханты-Мансийске; автовокзал и автобусные остановки в Сургуте; администрация поселения, культурно-спортивный комплекс в поселке Таёжный; почта, Сбербанк, банкомат в Алябьевском; центр МФЦ в Малиновском Советского района…
Если проанализировать все замечания, которые выявили общественники в исследовании доступной среды, можно проследить систему. Так, почти все новые здания, построенные в Югре за последние десять лет, снабжены пандусами. Но, как правило, они выполняют некую архитектурную функцию, украшая фасад, а не прикладную. Гранитные покрытия очень скользкие, перила часто отсутствуют, высота наклона пандуса не соответствует стандарту… Немало претензий общественники-инвалиды предъявляют входным дверям - они узкие, очень тугие, с высокими порогами, преодолеть такое препятствие колясочник в одиночку не может. Среди типичных замечаний - отсутствие парковочных мест для людей с ограниченными возможностями, особенно во дворах жилых домов.
«Мы знаем, как много средств в последние годы вкладывают власти Югры в обеспечение доступной среды. И, действительно, сравнивая с другими регионами, понимаем: в округе для инвалидов сделано немало, - отмечает эксперт ОНФ, руководитель общественного движения инвалидов «Преобразование» Станислав Кононенко. - При этом огорчает подчас формальный, бессистемный подход к проблеме. Сделали кнопку вызова, но не на той высоте. Есть пандус - нет перил. Всё в порядке с пандусом - узкие входные двери или высокие пороги. В итоге объект, на который потрачено немало бюджетных денег, так и остаётся в группе недоступных для инвалидов».
Проблем остаётся много
Потому вопрос более ответственного подхода к реализации мероприятий госпрограммы «Доступная среда» на заседании круглого стола рабочей группы «Качество повседневной жизни» поднимался не раз.
Было отмечено: там, где власти работают в постоянном взаимодействии с общественными организациями инвалидов, недочётов в создании безбарьерной среды меньше. Так, по словам заместителя главы администрации Ханты-Мансийска Константина Пенчукова, в столице округа заключено трехстороннее соглашение между администрацией, общественным движением «Преобразование» и Всероссийским обществом инвалидов. Город уже несколько лет практикует паспортизацию объектов социальной сферы. Из 53 объектов, которые были внесены в этот список, 50 получили паспорта. За три года на 251 пешеходном переходе понижены бордюры. Два года в Ханты-Мансийске проводится Межрегиональный форум по безбарьерной среде, куда съезжаются эксперты из десятков городов России.
При этом, как показал мониторинг «фронтовиков», проблем всё равно остаётся много. В окружном реестре приоритетных объектов (сведения о доступности объектов нанесены на карту ФИС Югры и на Общероссийскую карту, которая представлена на сайте «Жить вместе») значатся 1140 объекта. Из них полностью доступны лишь 50, доступны условно - 165.
Новые требования
Чтобы изменить ситуацию, в округе создана «дорожная карта» по формированию доступной среды с серьезным объемом финансирования. На 2016 год львиная доля этих средств уйдет в департамент здравоохранения, чтобы обеспечить, в первую очередь, полную доступность для инвалидов медицинских учреждений.
«С 1 января 2016 года нам предстоит жить по новым требованиям, - комментирует результаты мониторинга заместитель директора департамента социального развития Югры Людмила Низамова. - «Доступная среда» из проекта превращается в систему нормативно-правовых актов. В частности, принят 419 закон, согласно которому за состояние доступной среды будет отвечать собственник или учреждение, у которого в оперативном управлении находится объект. Потому уже сегодня решать проблему формирования доступной среды необходимо комплексно: если вкладываются средства в обустройство объекта, делать так, чтобы не приходилось потом переделывать».
Мнения
Юрий Прима, участник мониторинга в Нефтеюганске:
- Городская среда за последнее время стала действительно доступней. Но пока перемены по большому счету касаются лишь облегчения труда родственников и друзей инвалида, которые его сопровождают, помогают преодолеть препятствия. Самостоятельно, без посторонней помощи, человек в коляске в нашем городе может передвигаться по очень ограниченному маршруту. Препятствия иной раз возникают там, где их не ждешь. Приходится обращаться за помощью.
Ринат Айсин, депутат думы Сургута:
- По итогам рейда мы отметили, что условия, созданные для инвалидов в Югре, носят скорее формальный характер: пандусы, швеллеры и кнопки вызова имеются, но воспользоваться этими устройствами инвалидам трудно. Около 30 лет мы ждем реконструкцию вокзала. Этот рейд - еще один повод обратить внимание властей на состояние городских «ворот». Считаю, что такое внимание со стороны ОНФ позволит ускорить процесс ремонта.
Владимир Росин, инвалид по зрению:
- То, что делается в Сургуте сегодня, мало повлияло на общую картину для меня. Я сталкиваюсь в городе с непреодолимыми для меня проблемами: высокие бордюры, малое число звуковых светофоров, отсутствие звуковых маячков на социально важных объектах, таких, как железнодорожный вокзал, нет звукового оповещения на общественном транспорте. Поэтому я чаще вынужден передвигаться по городу в сопровождении других людей.