Мальчишка из Ханты-Мансийска
Будущий мастер спорта СССР международного класса, неоднократный чемпион Союза и вооружённых сил по биатлону, серебряный и бронзовый призёр чемпионата мира родился в Ханты-Мансийске. Он пришёл в детско-юношескую школу по лыжным гонкам в 13 лет, что по меркам большого спорта достаточно поздно. «Серёжа был физически крепким - дома много работал (у них был свой дом, хозяйство). Его нельзя было перетренировать, - вспоминает тренер Николай Бондарев. - Первой наградой Данча стала деревянная медаль, полученная за победу в соревнованиях на приз газеты «Пионерская правда».
Над нашей спортивной школой шефствовало тогда «Динамо»: мы ездили на их соревнования, а они нам помогали спортинвентарём. И, конечно, сразу заприметили юного лыжника. В те годы шла спортивная борьба между «Динамо» и «ЦСКА». В итоге Серёжа оказался у армейцев в Новосибирске». Сергей шёл к своей цели стремительно: стал рекордсменом на первенстве СССР, побеждал на юношеских первенствах в Румынии, Италии, ФРГ, Чехословакии, Финляндии и других странах. Потом биатлонисты переманили его к себе.
В течение 6 лет Сергей Данч выступал за сборную Краснознамённого Сибирского военного округа. Дослужился до прапорщика.
Путь к Олимпу
По воспоминаниям друзей Сергея по сборной на чемпионате мира в Хохфильцене, впервые использовалась мелкокалиберная винтовка, и это были первые международные соревнования, в которых сборная СССР экипировалась новинкой - пластиковыми лыжами. Хотя пластиковыми их можно было назвать с натяжкой - лыжи были с графитовым покрытием. «Мы не имели большого опыта подготовки таких лыж при плюсовой температуре. А здесь стояла жара - снег к обеду стал водяной жижей, а ночью лыжню подморозило, и образовалась ледяная колея. Никто у нас в стране не знал, что у пластика нужно поднимать ворс. Это знали только немцы и норвежцы, которые и разыграли медали между собой», - читаем мы в письмах Сергея.
Через год после Хохфильцена Данч стал серебряным призёром чемпионата мира и его включили в олимпийский состав для поездки в Лэйк-Плэсид.
«Отбор на Олимпиаду 1980 года был самым жёстким: на предолимпийские сборы поехали 18 человек, а эстафету бежали только четверо, - вспоминает 4-кратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов. - В команду должен был попасть Сергей Данч, но тренеры поставили меня как самого опытного и... мы выиграли. Самому не верилось: за год до этого мне говорили, что я «старик», мне было 32 года».
Данч вернулся с Олимпийских игр без медали. Но тогда казалось, что всё поправимо - советскую сборную покинули «тяжеловесы» биатлона: Александр Тихонов и Николай Круглов-старший. К следующей Олимпиаде Сергей приобрёл бы необходимый опыт. Но через 2 года он погиб в автокатастрофе по пути на сборы национальной команды. Ему было 24 года. По воспоминаниям тренера Николая Бондарева, биатлонист умер от не оказанной вовремя медицинской помощи: «Врачи посмотрели его вечером и ушли, оставив в палате одного, - вспоминает Николай. - В его смерть невозможно было поверить! Ведь только за 2 года до этого я приезжал к нему на свадьбу…»
Заветную мечту Сергея о золотой олимпийской медали осуществит спустя 2 года другой воспитанник Бондарева - 20-летний Юрий Кашкаров, открыв серию олимпийской плеяды стреляющих лыжников.