Наш регион прикладывает большие усилия по увеличению численности предпринимателей. Центральную роль в этом занимает популяризации образа бизнесмена. Как проходит эта работа, нам рассказал заместитель директора департамента экономического развития округа Роман Колупаев.
Алексей Нейман, «АиФ-Югра»: Как сегодня выстроена деятельность по популяризации образа предпринимательства в регионе?
Роман Колупаев: Популяризация – это отдельное направление по развитию предпринимательства, причем основополагающее. Год от года мы сталкиваемся с тем, что у бизнеса нет понятного, правильного образа. Есть мнение, оставшееся с советских времен, что это просто «купи-продай». У нас еще нет преемственности – бизнеса, передающегося поколениями. Ведь, когда в 2012-2014 годах был долгий кризис, в Европе самый высокий уровень выживаемости показали именно семейные предприятия. В России таких долгожителей немного.
Раньше мы (правительство и структуры поддержки предпринимательства) работали на этом направлении, по сути, одни. Формировали имиджевые мероприятия, форумы, встречи с успешными бизнесменами. Сейчас к процессу подключились общественные организации. «Опора России» на федеральном уровне официально заявлена как организация, которая возглавляет направление популяризации предпринимательства.
Первое направление, которое здесь стоит выделить, это школы. В регионе действует проект «Азбука бизнеса», в рамках которого детям разъясняют основы предпринимательства. Следующий уровень – студенты. В Югре уже более 10 лет мы объясняем обучающимся, как можно коммерсализировать свои компетенции. Студенты формируют свои проекты, к ним приходят опытные наставники, которые анализируют эти идеи. В 2012 году в Когалыме девушка в 16 лет, еще учась в школе, создала свое предприятие общественного питания. В той точке была высокая потребность и проект пошел. Популяризация бизнеса со школьной скамьи дает результаты. Третье направление – это люди, которые просто хотят изменить свою жизнь.
Сейчас общественники официально выделили эти направления, что хорошо. Когда в 2010 году мы работали со школьниками, к нам приходили из Счетной палаты и говорили, что это на грани фола. Теперь появилось понимание, что нужно как можно раньше вкладывать в сознание людей, что предпринимательство – это работа. Причем, социально-полезная. Бизнес продает продукты, оказывает услуги там, где государство не может этого сделать.
Новый пласт бизнеса
- А есть еще и социальное предпринимательство.
- Да, это новый пласт бизнеса. И можно сказать, что наш регион стоял у истоков его появления – мы работали с социальными предпринимателям за 3 года до того, как на федеральном уровне им дали определение. До 2009 года у нас порядка 70% бизнеса занималось торговлей. На тот момент это было выгоднее всего. Затем у нас начали открываться точки крупных торговых сетей. Из прежнего бизнеса кто закрылся, кто переориентировался на услуги (косметология, парикмахерские). И к 2012 году предприниматели обратили внимание на сферы, которые государство обслуживает не очень хорошо. В первую очередь это касалось детских садов. Очередь, как вы помните, была огромной. Люди готовы были платить любые деньги, чтобы отдать ребенка под присмотр и выйти на работу. Тогда были внесены изменения в нормативные документы, уравнявшие государственные и частные детсады. Мы, департамент образования, организации по поддержке бизнеса, сами предприниматели проговорили варианты развития событий. Родилось предложение распределить финансовые потоки за конечными потребителями. Есть ребенок, за ним предусмотрена определенная сумма. И неважно, кто оказывает услугу. Потом это стало называться «персонифицированное финансирование», «сертификаты». Как видно, сначала появилась потребность, затем сформировался рынок, и сейчас на нем работает достаточно большая группа предпринимателей.
Аналогично сейчас формируется потребность в спорте. Предприниматели заявляют, что готовы инвестировать в строительство объектов. Мы видим частные ледовые арены, спортивные залы, футбольные школы… Эти услуги востребованы.
Вот на этом поле родился новый вид бизнеса. И схема Югры была взята за основу, когда формировался федеральный закон о социальном предпринимательстве. Мы ездили в Госдуму, рассказывали о своем опыте, почему это стало возможным.
Касательно спорта мы сейчас начинаем эксперимент по формированию так называемого социального заказа, когда государство формирует заказ с бюджетным обеспечением. Ведь можно самим долго строить спортивные объекты, обучать тренерский состав, а можно сформировать и купить услугу.
Мой бизнес
- Похоже на схему государственно-частного партнерства.
- Да, только там частник приходит к государству, а здесь наоборот. А принцип тот же.
- В ноябре в округе пройдет марафон бизнес-событий, приуроченный ко Всемирной неделе предпринимательства. В частности, форум «Мой бизнес». Какие задачи выполняют подобные мероприятия? Сколько участников будет охвачены этими бизнес-событиями и что они им дадут?
- Мы традиционного проводим масштабные мероприятия, популяризирующие предпринимательство. 15 ноября к нам приедет команда института «Синергия». Они проводят кустовые форумы по всей России. Ожидается солидный тренерский состав, состоящий из известных предпринимателей, экспертов ы в своей области: по продажам, менеджменту и т.д. Они уже не раз были в нашем регионе, и мы ожидаем ажиотаж на их выступлениях. Потому что у нас предприниматели проявляют большой интерес к обучению.
Форум «Мой бизнес» выделяется из марафона бизнес-событий, поскольку мы первый раз проводим его с институтом «Синергия». Это очень сильный игрок на рынке. По сути, они формируют повестку бизнес-образования. Они первые в России, кто четко ее сформулировал. Они каждый год проводят форум, привозят туда тренеров. Они помогают понять бизнес-процессы, избежать ошибок. Например, Глеб Архангельский говорит о важности умения распоряжаться временем. Мы, будучи наемными работниками, приходим на работу в определенные часы, придерживаемся конкретного регламента. У предпринимателя этого нет, он сам формирует свой график. Часто люди игнорируют тайм-менеджмент и потом получают проблемы из-за нехватки времени.
Мы ожидаем больших результатов от форума. В первый раз он пройдет в Сургуте, поскольку это фактически центр предпринимательства в регионе и географически он располагается комфортнее всего. Забронирован зал на 800 мест, думаю, будет аншлаг.
- К слову, а как вообще вы определяете, сколько югорчан готовы открыть свое дело или подумывают об этом? На чем основаны прогнозы об увеличении числа предпринимателей?
- Проводим исследования, в том числе и опросы. У нас есть целая экосистема по развитию бизнеса. Фонд поддержки предпринимательства работает уже почти 25 лет. Все приводящиеся у нас мероприятия позволяют держать руку на пульсе, видеть людей, готовых заняться бизнесом.
Очень важно работать с молодыми людьми. Мы видим потребность в таких образовательных процессах. Пусть ты не предприниматель, но приди, послушай, узнай, как им стать, на какую поддержку сможешь рассчитывать. Год от года внимание к таким тренингам растет. Это тоже позволяет нам делать прогнозы. Есть и сугубо статистический метод – в каждом муниципальном образовании считается число тех, кто официально не работает, но декларирует доход. Но основную информацию мы берем с образовательных мероприятий. В год на них приходит порядка 15 тысяч человек. Это люди, которые, как минимум, рассматривают вариант стать предпринимателями.
Отсечь излишние требования
- За последние годы административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса, уже были значительно снижены. Исчерпан ли резерв по их уменьшению? Много ли, в целом, осталось незадействованных возможностей по улучшению условий ведения бизнеса?
- Мы, в основном, говорим о том, что лежит на поверхности: регистрации земельного участка, например. И действительно, если раньше получение разрешения на строительство занимало 90 дней, то сейчас уже дошли до 15 дней, и скоро будем снижать сроки на часы. Конечно, эта работа все равно должна идти постоянно. Но помимо общих мер существуют еще профессиональные. Так у ресторанов куча своих требований, которые зачастую написаны еще в 80-ых годах.
Или вот яркий пример. В сентябре 2016 года поменяли образовательный стандарт, снизив требования к размещению дошкольных образовательных учреждений. Итог – всплеск частных детсадов. Как вы помните, на тот момент они просто не могли получить лицензии. И когда их спрашивали «что вам нужно для развития социального бизнеса», они указывали на требования к детсадам (а они действительно были настолько завышены, что даже многие государственные учреждения не могли им соответствовать). Дело в том, что их написали еще в 70-ых годах. И тогда Минобразования, по сути, написал новую книгу, убрав ненужные препятствия. За первый год мы получили 12 лицензированных частных детсадов, потом – 30, сейчас уже более сотни. А ведь это всего один устаревший механизм, касающийся только одного вида бизнеса.
Таких точек на самом деле много. Среди них требования по ведению кадровых документов у субъекта малого и среднего предпринимательства. В больших организациях этой работой занимаются специалисты – кадровики. Их не видно и не слышно, они сами ведут все дела, складывают их в папки, хранят, готовят статистику и т.д. Предпринимателю всем этим заниматься не с руки. И вот приходит трудовая инспекция и говорит: нанял работника – должны быть все документы. И это правильно, но есть же какая то разумная грань! Предпринимателю ничего не остается, как купить услугу по ведению кадровой работы у специализированной фирмы, либо создавать свою службу. Это дополнительные затраты.
Поэтому сейчас в России готовят «административную гильотину», предложенную председателем правительства. Речь идет о том, чтобы отсечь излишние требования. Ведь их много. Например, в магазине каждый чек обязательно должен быть правильно оформлен и проштампован печатью, штраф – 50 тысяч рублей. Ну, зачем это?
- Похоже, предстоит колоссальная работа…
- Она уже ведется, причем на различных уровнях. Госсовет достаточно активно в этом участвует. Проанализированы многие нормативные акты. Некоторые действуют аж с 60-ых годов. Строительные правила, требования к входной группе и т.д. Если ты готов перевести помещение в нежилой статус и осуществлять там деятельность, придется столкнуться с солидным перечнем проблем. Это создает препятствия бизнесу, все ведь упирается в доходность – каждое действие должно приносить прибыль. Не должен предприниматель тратить время на «просто чтобы было». А тот же штраф за кадровую службу по-разному воспринимается предприятием, где работает два человека, и крупной компанией с тысячами сотрудников. Он же одинаковый. Для организации – это мелкая неприятность, а для малого бизнеса – банкротство.
Уточню, все это не отменяет требований Роспотребнадзора. Речь не о качестве производимой продукции, а об особенностях осуществления деятельности.
Налоговое правило
- Насколько сложно не перейти грань от «создания условий для развития предпринимательства» к «созданию бизнеса, целиком зависящего от государственной поддержки»?
- Вопрос философский. К существующей системы мы шли различными путями. Сегодня есть физическая поддержка, когда предоставляются субсидии, проводится обучение – эти услуги оказываются специализированными структурами. Она может быть как адресной, так и общей (налоговые льготы). Мы делали анализ по Уральскому Федеральному округу, который показал, что в Югре, за исключением налога на имущество, наиболее прогрессивная система. У нас самая низкая ставка по налогу на «доходы минус расходы» - 5%, тогда как на всей остальной территории Российской Федерации 15%. Это существенная льгота. Но из 9 тысяч предпринимателей, которые используют систему «доходы минус расходы», пользуется ей всего 3 тысячи. Остальные о ней не знают, и я рассказываю об этой возможности на каждой площадке. Мы говорили на эту тему с налоговой, и они подтверждают, что мало кто знает о существующих льготах.
- А нет ли такого единого ресурса, куда можно было бы зайти и посмотреть на все существующие и подходящие конкретно мне льготы разом?
- Мы как раз в этом направлении и действуем. Сейчас совместно с налоговой разрабатываем подобный инструмент. Если не вдаваться в технические детали, на портале бизнесюгры.рф можно будет оценить налоговые льготы. Машина посмотрит, какой режим у вас действует, и даст рекомендации, что будет максимально оптимальным решением. К слову, сегодня очень востребована профессия налогового консультанта – налогов много, нужно уметь в них ориентироваться. Не все предприниматели в этом разбираются и часто выбирают что попроще. Кто готов потратить усилия и разобраться, платит меньше.
- Периодически на общественных обсуждениях, проходящих с участием предпринимателей, звучат предложения сделать из Югры, хотя бы на ограниченный срок, зону свободную от налогообложения для субъектов мсп. По их словам, только это позволит округу достичь поставленных нацпроектами задач. Насколько подобные предложения реализуемы и целесообразны?
- Подобные условия создаются, но лишь в особых экономических зонах. Сделать Югру целиком одной из них вряд ли получится. Должна быть специфика. К примеру, мы знаем, что в Советском районе сформировался лесоперерабатывающий кластер. Там логично запустить особую экономическую зону. И мы вышли с такой инициативой. Чтобы тем, кто пожелает инвестировать в данную территорию, полагались льготы, вычеты. Но применять такие методы повально, как иногда предлагают… Хоть это и малый бизнес, но он приносит свою долю в бюджет. Понятно, что в нашем случае большую долю дает нефтянка. Но при этом мы выполняем задачу максимально диверсифицировать экономику. У нас, например, объективно сложнее создавать IT-стартапы, программистам проще переехать в Москву, Питер, где уже сформировались кластеры и удобнее работать. Но это не значит, что нужно сдаваться. Можно стимулировать их различными преференциями.
Совсем недавно у нас было принято налоговое правило Югры. Это новация, направленная на поддержку инвестиционных проектов. В налоговом кодексе предусмотрено, что те, кто реализует подобные проекты, освобождается от налога на прибыль. Это хороший стимул для предприятий, которые рассматривают возможность построить, допустим, завод на нашей территории. И такие примеры есть. В Пыть-Яхе, Нефтеюганске, Сургуте, Нижневартовске. Прошло время, когда заводы занимали большие локации. Сейчас есть малые и мобильные комплексы. То же самое производство для нефтесервиса. Проект на 300 миллионов – это хороший, крепкий инвестор. Если он к нам заходит, мы ему даем земельный участок без торгов (к нему уже подведена вся инфраструктура), даем преференцию по налогу на прибыль. Этот шаг в текущем году мы считаем самым серьезным для улучшения инвестиционного климата.
Добавлю, что Наталья Владимировна дала поручение собраться с предпринимателями и оценить нерабочие льготы. Здесь в первую очередь стоит обратить внимание на освобождение от уплаты налога на имущество для помещений площадью менее 300 квадратных метров. Чтобы ее получить, нужно соответствовать ряду критериев. Но из 11 тысяч потенциальных претендентов льготой воспользовались всего 19 человек. Очевидно, есть проблема. На сегодня требования уже снижены, и мы будем делать ее более доступной и далее.
Можно, конечно, помечтать о полном освобождении от налогов. Но как тогда бюджет собирать? Меры поддержки должны быть адресными.