Загрязнение почвы, водоемов и подземных вод, выбросы в атмосферу вредных веществ – все это может случиться при добыче, транспортировке, переработке нефти и негативно повлиять на окружающую среду и здоровье человека.
Земля, на которую пролилась нефть, становится мертвой: много-много лет на ней ничего не растет. Но есть технологии, возрождающие почву. После рекультивации на этих участках можно выращивать сельхозкультуры и употреблять их в пищу. Рекультивация в переводе с латыни означает восстановление. Это очень сложный, трудоемкий и научно-обоснованный процесс, цель которого – полное восстановление плодородия земельных участков.
Проблемы в наследство
Предотвратить загрязнение окружающей среды можно. В последние годы уже при проектировании все объекты нефтепромыслов проходят Главную государственную экспертизу, которая дает всестороннюю оценку воздействия постройки на окружающую среду. Но большинство месторождений, трубопрооводов, заводов и других объектов досталось современным нефтяным компаниям в наследство от советской промышленности – вместе с пораженными почвами, водоемами и другими проблемами. На предприятиях, чей возраст более 30 лет, при строительстве применялись технологические решения, в которых не было высокой степени инженерной защиты, требующейся сейчас. А вопросы экологии практически не звучали.
Результат – несколько тысяч гектаров замазученных земель, сотни шламовых амбаров и несколько тысяч тонн буровых отходов. Большинство этих объектов расположено в Западной Сибири, из них около 80% – на Самотлорском месторождении. Пик добычи здесь пришелся на начало 80-х гг., но экологические последствия сохранились до сих пор. К 2003 г. загрязненные участки составили 4 309 га. В результате упорного ежедневного труда сотрудников ОАО «Самотлорнефтегаз» и подрядных организаций к началу 2013 года оставалось 1604 га таких земель, и в основном это участки, расположенные в труднодоступных местах. Полностью закончить рекультивацию земель «исторического наследия» планируется в 2019 г.
Другие предприятия Ханты-Мансийского АО – «Варьеганнефтегаз» и «ТНК-Нягань» – приняли на себя в 2003 г. добровольные обязательства по восстановлению практически равных участков загрязненных земель, а именно по 309 га, и ведут планомерную и эффективную работу в этом направлении.
Оренбургские компании ОАО «Оренбургнефть» и ООО «Бугурусланнефть» работают в основном вблизи или на территориях земель сельхозназначений. Поэтому главная задача для них – не допустить новых разливов нефти. Борьба же с «историческим наследием» тут подходит к концу: в ООО «Бугурусланнефть» рекультивация завершилась в прошлом году, на месторождениях НГДУ «Сорочинскнефть» (входит в состав ОАО «Оренбургнефть») еще раньше – в 2008 году. Полностью ликвидировать все унаследованные загрязнения руководство «Оренбургнефти» планирует до 2014 года.
Возвращение земель в естественное состояние и проведение сопутствующих мероприятий – дорогостоящий процесс.
– В 2012 году работы по рекультивации земель выполнены на 86 буровых площадках. Переработано 51 тыс. кубометров нефтешламов, в том числе 21 тыс. кубометров «исторического наследия»., – приводит пример начальник отдела охраны окружающей среды ОАО «Оренбургнефть» Александр Бородкин.
Чистая вода для рязанцев
О том, что вода, которую мы пьем, должна быть чистой и безопасной, знает каждый ребенок. Завод Рязанской нефтеперерабатывающей компании, существующий более 50 лет и ведущий сейчас масштабную реконструкцию, находится на водосборной площади реки Ока, которая является источником питьевого водоснабжения города. Поэтому в первую очередь было необходимо позаботиться о водных ресурсах.
Специалистами РНПК была разработана программа по ликвидации накопившихся в районе шламонакопителей загрязнений подземных и поверхностных вод и предотвращению нового ущерба. Над проблемой несколько лет бились лучшие умы РНПК – специалисты различных подразделений. Так появился уникальный проект «Устройство дренажных систем в имеющихся шламонакопителях предприятия – балках «Безымянная» и «Подрябинка».
Дренаж позволяет собирать нефть с поверхности грунтовых вод, возвращать их на вторичную переработку, а также предотвращать попадание нефтепродуктов в открытые водоемы. Особенность системы в том, что она производит сбор только нефтепродуктов – без воды, в отличие от других подобных сооружений.
Проект стартовал в 2005 году, и за первый год эксплуатации дренажных систем с поверхности подземных вод были собраны и возвращены на вторичную переработку нефтепродукты объемом 21 кубометр. К настоящему времени загрязнение поверхностных водоемов сократилось в 5 раз.
Проект является новаторским для Рязани и всего региона и заслуженно получил высокую оценку: за его реализацию в 2012 году компания в третий раз стала лауреатом конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент», проводимого при поддержке Госдумы и Совета Федерации.
– Наши новые установки вполне отвечают требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, – подводит итог начальник отдела охраны окружающей среды РНПК Андрей Верегин. – А «историческое наследие» необходимо было ликвидировать – это наша гуманистическая миссия по отношению к региону, где мы работаем и живем. За сроком давности
Имеем ли мы право судить правительство СССР и руководство советской нефтяной промышленности за вред, нанесенный нашему общему дому в те нелегкие «идеологические» годы? Пусть на этот вопрос ответит самому себе каждый читатель. Однозначно одно: нефтяники, работающие при капитализме, заслуживают благодарности за то, что взяли на себя добровольные обязательства по ликвидации негативного наследия и предотвращению нового ущерба земле и воде – а значит Земле в самом широком понимании.
Смотрите также:
- В Югре разгорается очередной конфликт между оленеводами и нефтяниками →
- Так ли благополучна экологическая обстановка в Югре →
- Как в глубинку Югры приходит свет →