У системы электроснабжения нашего округа - свои особенности. Нефтяные месторождения требуют серьезных мощностей. Но в то же время регион очень большой, и в нем много труднодоступных населённых пунктов, где электричества потребляется совсем немного.
Чтобы сделать систему электроснабжения единой и сбалансированной, правительство Югры три года назад создало государственную компанию. Так удалось провести масштабную реконструкцию сетевого хозяйства и провести электричество туда, где оно еще совсем недавно казалось несбыточной мечтой.
Об этом мы беседуем с Борисом Берлиным, генеральным директором холдинга «ЮТЭК», в который в том числе входит электросетевая компания ОАО «ЮРЭСК», поставляющая электроэнергию югорчанам.
- Борис Игоревич, Вы возглавляете крупную государственную энергетическую компанию три года. Это много или мало для того, чтобы подводить какие-то итоги работы?
- Конечно, три года возраст для большой компании небольшой. Но за это время мы успели проделать огромный объём работы. Поэтому можно говорить о полноценном этапе в деятельности нашего холдинга. Три года назад, когда правительством Ханты-Мансийского автономного округа мне было предложено создать и возглавить ОАО «ЮРЭСК», перед округом стояли серьёзные, даже амбициозные задачи, связанные с построением надёжной системы электроснабжения. Решить их нужно было достаточно быстро. Нашей компании и было поручено этим заниматься.
- И какие это были задачи?
- Правительство округа поручило нам консолидировать разрозненные участки муниципальных сетей, за которые мы в соответствии с законодательством стали ответственными. А самое главное – создать 100% государственную компанию по управлению и развитию электросетевого комплекса.
- С чего начали работу?
- Сразу же, как только Компания сформировалась, провели обследование существующих сетей, переданных нам со стороны округа. Оценили их состояние с точки зрения функциональности, качества, надежности электроснабжения, условий предыдущей эксплуатации. По результатам обследования сформировали инвестиционную программу, согласно которой предполагались работы по реконструкции, модернизации и новому строительству электрических сетей, начиная с наиболее проблемных участков.
Повышать надёжность
- В каком состоянии вы приняли комплекс?
- Состояние объектов было разное. Но большая часть оборудования, к сожалению, находилась в крайне изношенном состоянии.
- Почему? Округ у нас всегда был небедный.
- Дело в том, что электросетевое хозяйство развивалось в Югре неравномерно. Долгое время основные силы бросали на развитие нефтегазового комплекса и крупных городов. А электрификацией удаленных поселков занимались по остаточному принципу. Большинство населённых пунктов, вошедших в нашу инвестиционную программу – это либо исторические деревни, либо населённые пункты, которые появились, как временные, а стали постоянными. Подразумевалось, что и система электроснабжения там будет временной. В результате, сетям уже 30 лет, а их ни разу за это время не подвергали капитальному ремонту или модернизации.
- Жители, наверняка, возмущались…
- Конечно. Вопросов о качестве и надежности электроснабжения было много. И когда еще наша Компания только создавалась, на совещаниях в правительстве округа нам чётко говорили: это необходимо исправить.
- Вам писали со всего округа или были какие-то «горячие точки»?
- Больше всего обращений поступало из Кондинского, Октябрьского и Березовского районов. Именно там большой объём сетей находился в плачевном состоянии. Дело в том, что даже когда в середине 2000-х в электроэнергетику пришли серьёзные деньги, эти районы были отделены от централизованного электроснабжения, и модернизация сетей их не коснулась. Поэтому наша основная задача была – скорейшее обновление существующих и строительство новых электросетевых комплексов. Этим мы, собственно, три года и занимались. Параллельно укрепляли собственную техническую базу, обновляли оборудование, обучали персонал. Сейчас уже компания оснащена необходимой техникой, средствами защиты, инструментами.
Трудный доступ
- Каким достижением компаний вы лично больше всего гордитесь?
- Тем, что в домах югорчан появилась электроэнергия. Я имею в виду те районы, где её до сих пор не было. А там, где были частые перебои, они прекратились.
- Расскажите об этом поподробнее. Где именно и что вы сделали?
- В первую очередь мы провели комплексное исследование всего электросетевого комплекса ХМАО, определились с основными направлениями работ. Изучили финансовые возможности, которые нам мог дать региональный тариф. И уже на основе этих данных разработали комплекс мероприятий, который был призван сформировать в округе надёжную систему электроснабжения. Наши предложения были полностью учтены правительством ХМАО, с их учётом была скорректирована окружная программа перевода муниципальных образований на централизованное электроснабжение. Это и позволило нам выстроить надёжную систему там, где раньше её не было. Например, перевели в зону централизованного электроснабжения Берёзовский район, который всегда жил на генерации. Полностью реконструировали электросети Кондинского района. Работа ведётся везде, где присутствуют наши компании. Причём речь идёт как о централизованной, так и децентрализованной зоне электроснабжения. Ведь, не надо забывать, что 36 населённых пунктов в Югре не включены в единую систему электроснабжения страны.
- Что это значит?
- Это значит, что мы не можем передать туда электроэнергию. Мы должны её там же и вырабатывать. То есть, содержать электростанции, дизель-генераторы. В некоторые населённые пункты электроэнергия подавалась лишь по несколько часов в сутки. Здесь очень важен вопрос доставки топлива, обслуживания установок. У нас ведь есть такие населённые пункты, в которые добраться можно только на вертолётах или по зимникам. Соответственно, и топливо доставить можно только так. Поэтому многие поселки округа мы включили в программу перевода на централизованное электроснабжение.
- И много таких посёлков?
- Вообще, в Югре был один район, где централизованного электроснабжения не было совсем – Берёзовский. В прошлом году мы перевели на централизованное электроснабжение первый населенный пункт – райцентр Берёзово. Затем Игрим, посёлок Светлый. Аналогичные работы ведутся в Октябрьском и Ханты-Мансийском районах. 17 декабря перевели деревню Нижние Нарыкары. До конца года переведём поселки Пугоры, на очереди Ванзетур и Шайтанка. А на следующий год у нас запланированы Устрём, Теги и Чембакчино. Все эти работы реализуются в рамках окружной программы по подключению удалённых муниципалитетов к централизованному электроснабжению.
Надёжно и дёшево
- Деревню Нижние Нарыкары, как Вы уже сказали, подключили буквально на прошлой неделе. Там применялись уже современные технологии?
- Да, именно здесь мы применили уникальную скандинавскую технологию, которая позволила и снизить стоимость строительства в три раза, и повысить надёжность электроснабжения жителей. Посёлок потребляет около 400 киловатт мощности. До сих пор их вырабатывали с помощью дизель-генератора в самом посёлке. Чтобы перевести такой посёлок на центральную систему электроснабжения, раньше строили сети 35 или 110 кВ. Но это хорошо для обеспечения электроэнергией больших городов, заводов или нефтяных месторождений. А отдалённые посёлки имеют слишком маленькую нагрузку. Поэтому мы приняли решение перейти на европейский стандарт в 20 кВ. Расчёты показали эффективность использования и существенное снижение затрат на обслуживание таких сетей. По этому же принципу мы переводим и Пугоры, и Теги, и Шайтанку, и Ванзетур. Опыт использования таких сетей уже показал, что надёжность снабжения электроэнергией удалённых посёлков повышается в несколько раз, а обслуживание обходится гораздо дешевле, чем линий в 35 или 110 кВ.
- И как же достигается такой эффект?
- Во-первых, напряжение 20 кВ не требует большого сечения и соответствующей массы провода по сравнению с сетями 35 кВ. Значит, можно использовать деревянные опоры, которые многократно дешевле металлических. Во-вторых, там применяется самонесущий изолированный провод. На него может упасть дерево, но линия будет продолжать работать. Причём автоматика такие факты всё равно обнаружит и передаст информацию на диспетчерский пункт. И в плановом режиме ремонтная бригада может выехать и спокойно это дерево убрать, не отключая потребителей. В-третьих, не требуется применение больших и дорогостоящих трансформаторных подстанций классов напряжения 35 или 110 кВ для распределения электроэнергии потребителям. Ещё одно очень важное преимущество сети в 20 кВ – это гораздо меньшие потери электроэнергии при её транспортировке конечному потребителю по сравнению с сетями 110 кВ при передаче электроэнергии на большие расстояния. В случае ХМАО – это несколько десятков километров. То есть, данные технологии – это оптимальное решение для передачи маленькой мощности на большие расстояния.
Забудьте о дизель-генераторе
- Если эта технология так хороша, то почему она не применялась раньше?
- В Европе эта технология уже давно используется. Просто европейцы к этому пришли в 70-80-х годах прошлого века. В Советском Союзе для этого сначала не было экономических предпосылок: не было необходимости экономить, всё оплачивало богатое государство. А когда появились предпосылки, уже не было экономической возможности перейти на современные технологии. Нужно было перестраивать промышленность, делать новые трансформаторы, новые изоляционные материалы и так далее. А потом 90-е годы… В России сети 20 кВ начали развиваться в двухтысячных годах с Москвы. Но там это в основном кабельные линии. А первые в России воздушные линии 20 кВ построили именно мы, в Нижних Нарыкарах. Поэтому к нам на открытие приезжали специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга и из Финляндии. Финских коллег приглашали мы сами, потому что именно их технология по установке опор в болотистой местности позволила нам построить эту линию быстро.
- Насколько быстро?
- За год.
Почувствуйте разницу
- Так что же переход на централизованное электроснабжение даёт простым жителям?
- Во-первых, это совершенно другие параметры надёжности и качества. А во-вторых, это снижение нагрузки на бюджет. Ведь выработка электроэнергии в децентрализованной зоне очень дорогая. В отдельных населённых пунктах стоимость выработки достигает 50 рублей за киловатт-час! Конечно, потребители не в состоянии справиться с такой финансовой нагрузкой. Поэтому для жителей таких посёлков, как Нижние Нарыкары, электроэнергия стоит, как и для всех остальных – 1 рубль 65 копеек за киловатт-час. Разница же компенсируется из окружного бюджета. Следовательно, чем больше населённых пунктов мы переведем в централизованную зону, тем меньше будет нагрузка на бюджет автономного округа. Но тут нужно понимать, что ряд населённых пунктов перевести на централизованное электроснабжение невозможно, потому что это нерентабельно. Расстояния до этих населённых пунктов настолько велики, что затраты не окупятся, и экономически-оправдано сохранить в таких поселках локальную генерацию. Безусловно, серьёзно её при этом усовершенствовав.
- Много таких в Югре?
- 28 населенных пунктов. Среди них, например, посёлок Шугур. Стоимость его перевода в централизованную зону – 400 млн. рублей. При этом живёт там всего 700 человек. Поэтому было принято решение реконструировать поселковую сеть, весь энергетический комплекс посёлка, организовать там совместную выработку электрической и тепловой энергии. Таким образом, мы сократим издержки, сделаем комплекс более эффективным и снизим себестоимость электроэнергии.
- Разница не будет чувствоваться?
- Разницу в цене конечный потребитель уже не чувствует. В Шугуре люди платят за электроэнергию те же самые деньги, что и в Ханты-Мансийске. Зато после реконструкции сетей жители Шугура уже почувствовали, что электроснабжение стало гораздо более надёжным. Люди не должны знать, централизованное у них в поселке электроснабжение или нет. Главное, что они понимают – это свет и тепло у них в доме. Возможно, ещё слышат, что на окраине посёлка что-то гудит.
- Люди, наверное, этого и не замечают?
- Я думаю, всё-таки замечают. Во всяком случае, я, когда был в Саранпауле, заметил. Там гостиница находится около генерирующей станции. Гул работающих турбин слышен постоянно. Он не громкий, но стабильный. Конечно, на вторую ночь уже привыкаешь, но всё же для себя я этот факт отметил. В общем-то, это звук стабильного, надёжного электроснабжения. Для таких районов как Саранпауль это очень важный момент. До 2017 года у нас есть программа, по которой будут реализованы мероприятия повышения надёжности электроснабжения на обе зоны – централизованную и децентрализованную. И мы ее реализуем.
Нужны «умные» сети
- Вы лично довольны работой, которую проделали за три года?
- Главное, чтобы были довольны потребители. Об этом я сужу по значительному повышению удовлетворённости населения работой муниципальных энергетиков. От меня и компаний, которые я возглавляю, ждут продолжения начатой работы и закрепления уже полученного эффекта. Я думаю, что те задачи, которые были поставлены перед нами правительством округа, мы выполнили.
- Куда дальше будете двигаться?
- Во-первых, консолидация еще не закончилась. Всё меняется, появляются новые технологии, новые потребности рынка. Затем нам нужно заняться автоматизацией – построением «умных» сетей. Чтобы еще больше увеличить надежность и минимизировать отключения потребителей. Мы постоянно повышаем оперативность реагирования на все внештатные ситуации. В 2017 году у нас закончится реализация «срочной» инвестиционной программы, направленной, прежде всего, на первоочередное обновление и модернизацию сетевого комплекса на подведомственных территориях. И дальше мы будем спокойно развивать и эксплуатировать сети, подключать новых потребителей ко вновь созданным мощностям, строить электросетевую инфраструктуру под запланированные правительством округа социальные проекты. То есть, в полном объёме продолжать реализовывать все функции электросетевой компании.