201

Югорско-сорбские параллели

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ - Югра 09/09/2009

До поездки в Германию я понятия не имел, кто такие сорбы. Я знал, что гражданами этой страны являются не только немцы, но чтобы в Германии жили ещё и коренные малочисленные народы - такого даже и предположить не мог. Откуда им взяться в центре Европы? Оказалось, заблуждался.

Их меньше, чем хантымансийцев

Наряду с цыганами, фризами и датчанами, сорбы (на немецкий лад - зорбы) - одно из четырёх официально признанных национальных меньшинств Германии.

Проживают они в Бранденбурге и Саксонии. Общая численность сорбов всего около 60 тысяч человек!

Сорбы - современные остатки самых западных славян - лужицких сербов, лужичан. Они прямые потомки тех славянских племён, которые более 1400 лет назад переселились сюда. Представляете, славянский островок в германоязычном море!

Некогда славянский край Лужица, занимавший междуречье между Эльбой и Одером, теперь известен как Лаузиц. Сами себя лужичане называют "сербским людом", "сербъя".

Как и у наших малочисленных народов - ханты и манси, у сорбов есть свои диалекты. Современный лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий. Первый ближе к чешскому, второй - к польскому языкам.

Сорбы не имеют своей государственности вне немецких границ. Нет у них в Германии и своей автономии.

Неофициальной столицей сорбов считается Баутцен. Здесь есть Сорбский институт, который занимается изучением истории и языка. В Сорбском культурном доме размещены редакции газет, сорбского радио и телепрограмм. Здесь же можно познакомиться с традиционными ремесленными изделиями, приобрести сорбские сувениры, аудио- и видеозаписи фольклорной музыки.

Популярен у туристов Сорбский национальный музей, где хранится богатейшая коллекция национальных костюмов. На одной площади с музеем находится Национальный театр, на сцене которого идут постановки сорбских и немецких авторов на двух языках.

В книжных магазинах Баутцена можно купить книги на сорбском языке - их выпускает местная типография.

Таблички с названиями улиц и дорожные указатели тоже сделаны на двух языках.

Пестоварня и угольные карьеры

Проблемы сорбов сложны. Первая - сохранение языка. Ещё в 2004 году на Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Югре были сделаны прогнозы, касающиеся языков ханты и манси. По пессимистичному прогнозу к 2050 году, а по оптимистичному - к 2090-му эти языки исчезнут.

Ждёт ли та же участь сорбский язык - никто не знает. По крайней мере лужичане, в отличии от русской, украинской или чешской наций, свою самобытность не утратили. Вероятно, потому, что жили и продолжают жить обособленно среди иноязычного населения.

Сорбский язык сохранил древние, архаичные черты, которые вызывают самый настоящий восторг у учёных-языковедов. Знаете ли вы, как будет по-сорбски детский сад? Пестоварня! А кого пестуют, объяснять надо?

На сохранение и развитие сорбской культуры правительством Германии ежегодно выделяются значительные суммы - более 15 миллионов евро. Тем не менее, в сорбских школах мало учеников. Все сорбы знают немецкий - изучать его заставляет жизнь! Ведь с этим языком для молодых сорбов открывается значительно больше дверей.

И всё же сорбы, пусть и с не очень большой охотой, чаще на чистом энтузиазме, всё же изучают язык своих предков. Из 60 тысяч сорбского населения на родном языке свободно говорит почти 40 тысяч. Бывают и конфликты. В 2001 году чиновники Саксонии попытались прекратить преподавание сорбского языка в нескольких школах региона. Мотивировка была простой - в классах слишком мало учеников, надо экономить. В ответ сорбские энтузиасты сами организовали обучение детей, подключив пенсионеров, бывших учителей.

Вторая проблема - экология. В Югре настоящая угроза традиционному укладу жизни ханты и манси исходит от нефтяных разработок.

У сорбов - от добычи бурого угля, который необходим для электростанций. Его добывают карьерным способом. Под угольные карьеры расчищаются огромные территории, на которых потом, после извлечения полезных ископаемых, люди жить не смогут! Под снос попадают сорбские деревни. К примеру, только в Нижней Лужице запасы бурого угля превышают 240 млн. тонн!

Нет, на улице никто не останется. Людей переселят в другие регионы и произойдёт очередное размывание сорбской диаспоры в угоду экономических интересов. Эмблемой Союза лужицких сербов "Домовины" является трёхлистный росток липы, символизирующий Верхнюю, Среднюю и Нижнюю Лужицы. Так вот, из-за угольных разработок, Средней Лужицы уже нет. Нет и среднелужицкого диалекта.

Проблема третья - сохранение культуры. Как для ханты и манси сохранение культуры связано с традиционным укладом жизни, так и для сорбов с сохранением деревень. Город никогда не будет мононациональным. Хотя в городе проще заниматься наукой, книгоиздательством, подготовкой кадров для школ, детских садов, организацией языковых курсов, популяризацией народных традиций и обычаев.

Всё остальное: обряды, костюмы, праздники, фольклор - прерогатива села. Кстати, серболужицкие обычаи, как и многие славянские - языческого происхождения. Как правило, они концентрируются вокруг христианских праздников (Рождество и Пасха) или связаны с народным календарём.

Зимой и весной сорбы отмечают птичью свадьбу (у ханты и манси это день прилёта вороны), вендскую (второе самоназвание сорбов - венды) масленицу, пасхальный костёр и сожжение ведьмы (проводы зимы), установку и повал майского дерева.

Осенние же обычаи связаны со сбором урожая: ощипывание петуха, скачки по стерне. Все эти праздники очень яркие, прежде всего, из-за пестроты сорбских национальных костюмов. Сохранились только четыре варианта народного костюма, из десяти ранее существовавших. Причём в некоторых деревнях районов Баутцен, Хойерсверды, Коттбуса и селении Шлейфе практически у каждой женщины и девочки есть своя праздничная одежда, которую они надевают по особо торжественным случаям.

Сорбы считают, что именно народный костюм является главным выражением материальной культуры и важным фактором выражения народной идентичности серболужичан.

Это интересно

Екатерина Вторая и Штирлиц тоже были сорбами?

Как известно, Российская императрица Екатерина II родилась в Полабской Сербии. До принятия православия её звали Софья Ангальт-Цербская (от названия города Цербст), то есть Сербская, сорбская. По-видимому, Екатерина знала о своих славянских корнях, и, возможно, знала местный славянский язык. Тем более, что среди немецкой аристократии было популярно брать нянями и кормилицами местных серболужицких женщин. Возможно, именно славянское происхождение и позволило Екатерине так легко и удачно вписаться в славянскую среду российской аристократии, принести немалую пользу России.

Фамилии славянского происхождения составляют очень большую долю в современных восточно-немецких фамилиях. Это фамилии, которые заканчиваются на "itz", "etz", "ow", "schke". Исторические факты отражают существенный вклад полабских славян в формирование немецкой нации в процессе этногенеза. Так что Штирлиц, хоть и был из аристократов, имея приставку "фон", скорее всего, происходил от лужицких сорбов.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах