У него одна из редких и необычных профессий - церковный звонарь. Она даже не внесена в Государственный реестр специальностей. Звонарями в нашей стране работают учителя, философы и кандидаты наук, так что колокольный звон сегодня можно услышать и в мегаполисе, и в маленьком селе. Ведь если есть колокола - будет кому звонить.
Самоучки мы...
Каждый раз перед тем, как подняться на колокольню, Владимир заходит в храм на молитву-благословение. Это традиция. Владимир рассказывает, что желание стать звонарём пришло как-то вдруг, неожиданно: "Это было как удар молнии. Помню, я тогда пришёл на зимнюю литургию. Когда вышел из церкви - услышал звон. Мне так понравилось... Тут моё человеческое заиграло - захотел научиться. Сначала стеснялся, но прошло время, несколько служб не звонили колокола, я подошёл к отцу Сергию и попросил благословения на учёбу. Сам не ожидал, что столько продержусь на этом поприще". Первое время у Владимира даже возникало желание остаться жить на колокольне. Уже потом понял - душевное состояние, которое возникает после молитвы и звона, надо уметь сохранять: "Когда Господь даёт такую благодать, а сердце не может её вместить - человек кидается в крайность (пусть даже это и добрый порыв). Человек же грешен по сути. Вот оно, рядом, чувство свободы, близости к Богу и вдохновение - хочется остаться с этим рядом. Но долго сохранять такое состояние мешают суета, несдержанная эмоциональность и веселье. И не важно, где ты находишься, на колокольне или где-то ещё. Главное - быть с Богом, а он в душе каждого". Секреты мастерства звонарей на Руси передавались из поколения в поколение, однако в XX веке это искусство было почти утеряно. Сейчас оно начинает своё возрождение. Появляются школы по обучению звонарскому мастерству.
"Я не образован в этой области, - вздыхает Владимир, - есть школа колокольного звона в Архангельске, там можно получить документ об образовании, но у меня нет возможности туда съездить. В основном новички учатся в приходе, перенимая опыт старших звонарей. И съезды проходят, где мастера делятся опытом - своеобразные мастер-классы. Там мы что-то для себя новое черпаем и используем в своей практике... самоучки мы". Владимир расстраивается, что у него нет музыкального образования. Хотя эксперты сходятся во мнении, что оно не так уж и обязательно. Не абсолютный слух делает звонаря. Самое важное здесь - чувство ритма. Если вы немного танцуете или поёте - у вас есть шанс научиться чувствовать силу колокольного звона.
До неба 142 ступеньки...
"Я уверен, что состояние души, которое владеет человеком, передаётся с помощью колоколов, - рассказывает Владимир. - Я, например, всегда чувствую, в каком состоянии взялся человек за колокольные верёвки.
Бывает, придёшь не в том настроении и чувствуешь - колокола не хотят звонить. Это как друзья. Придёшь к ним с плохим настроением, им и общаться не хочется. Мол, сиди со своим настроением сам, а мы как-нибудь без тебя, - вот и колокола иногда так проучивают звонаря. А вообще звон для меня - это духовная, нравственная разрядка и поддержка". По мнению Владимира, каждый человек должен стремиться быть открытым, любящим, понимающим. Но самое главное - не нужно делать акцент на недостатках окружающих. Да, замечать их необходимо, но только для того, чтобы искать в себе такие же проблемы и исправлять их. Звонарь пытается выработать в себе это умение как рефлекс. Но важно ещё при этом сохранять индивидуальность и неповторимость.
Мы с Владимиром проделали путь наверх, который для него стал уже привычным. Вот уже на протяжении 6 лет он по три раза на день поднимается на высоту 70 метров - это высота птичьего полёта. Для сравнения: такую же высоту имеет 20-этажный дом. "Здесь 142 ступеньки. Утром рано приходишь на службу, чтобы взбодриться, не уснуть, идёшь и считаешь ступеньки: одна, две... к 140-й просыпаешься. Высота колокольни -
это взлётная высота самолётов. Поэтому из-за больших размеров храмового комплекса ханты-мансийский аэропорт носит статус горного, - объясняет звонарь. - На верхнем ярусе находятся колокола большого ряда, среднего ряда и зазвонные, что на музыкальном языке означает ритм, бас и соло. По большому счёту, колокола - это немузыкальный инструмент. Но по технике исполнения и ритму они напоминает барабанную установку".
По мнению Владимира, для того чтобы извлекать звуки из всех колоколов, необходимо обладать особой виртуозностью и ловкостью - поди разберись в цепочках, верёвочках и педалях, идущих от колоколов. Мало того, ещё и звуки надо соединять умеючи. У человека должна быть великолепная координация движений, ведь он вынужден выполнять двумя руками разную работу, успевая при этом нажимать на педаль. Это чем-то напоминает игру пианиста, но не каждому пианисту такое под силу. Владимир Злыгостев часто импровизирует на колоколах. Утверждает, что каждый раз колокола звонят по-разному. И у каждого звонаря свой колокольный голос, хотя ноты и техника всегда и для всех одинаковы. Это потому, объясняет Владимир, что у каждого человека неповторимая душа. У звонаря она говорит с помощью колоколов: "Женский звон отличается от мужского. Это я заметил, когда впервые приехал начинающим звонарём на съезд в Мегион. У женщин звук более утончённый получается, где-то лёгкий, где-то жёсткий - характер показывает, но оттенок всегда яркий".
И хочется всех сюда поднять
Говорят, что от звона церковных колоколов бесы разбегаются, а с ними и все людские несчастья. Известны случаи исцеления бесноватых под церковными колоколами - чувство беспокойства, душевного томления вызывает колокольный звон в душе грешной.
В ударах церковного колокола скрывается сила, глубоко проникающая в сердца. "Постоишь на службе, сердечно, усердно помолишься и нахлынет... Господь духовные глаза открывает, что ли... Вот на эту красоту божью нужно смотреть. На закат, например. Когда солнце садится - в малиновый цвет окрашивается вся колокольня. И город весь озаряется, и какая-то тишина, покой на душе. А когда гроза и чёрная туча надвигаются - тогда храм, как ангел, духовный воин сдерживает чёрную тень. Знаете, как крепость, когда у человека невзгоды в жизни. Это словами не передать - это надо видеть! Стоишь один здесь, и хочется всех сюда наверх поднять, всем показать - смотрите, как это здорово!" Случаются и чудеса. По словам Владимира, когда звонят колокола, над храмом расходятся тучи. "А иногда мне в голову во время колокольного звона приходило какое-то важное решение. Вот кажется, что и выхода-то нет, и до того тяжко, а начинаешь звонить - и тебя осеняет: и радость приходит, и звон шибче становится".