Помимо крупных вертикально-интегрированных компаний в автономном округе поиском, разведкой и добычей нефти занимаются до шести десятков мелких и средних предприятий, но с каждым годом их становится всё меньше, поскольку существующий налоговый режим не позволяет им работать эффективно.
Все ждут принятия законопроекта "О развитии малого и среднего предпринимательства нефтегазового комплекса в РФ" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Инициаторами и разработчиками его выступили Правительство и Дума Югры, региональное отделение партии "Единая Россия". О том, какие надежды связывают с этим законом в муниципалитетах, мы спросили у депутата Нижневартовской городской Думы Людмилы Кондрашиной.
Хочется, чтобы закон работал
- Как вы, Людмила Викторовна, оцениваете возможности законодательных инициатив в развитии малого и среднего бизнеса в нефтяной отрасли?
- Если со стороны государства ужесточится контроль за количеством неработающих скважин и исполнением лицензионных соглашений, то в инициативах есть смысл. Если закон будет носить декларативный характер, не будет подталкивать разработчиков недр к тому, чтобы они передавали незадействованные ресурсы независимым предприятиям, то ничего не произойдёт. Я работала на малом нефтедобывающем предприятии и могу говорить со всей ответственностью о том, что за этим законом стоят реальные выгоды. Когда создавалась корпорация "Югранефть", экономическая ситуация в стране была нелёгкой, объёмы добычи падали. Но пришли грамотные люди и доказали, что если работать с каждой скважиной ювелирно, применяя новые технологии и технику, то результат не заставит себя ждать. Крупные нефтяные компании так не делают - у них другие приоритеты, другие задачи. У малых предприятий иная мотивация, значит, другой должна быть и налоговая нагрузка. Кстати, в 90-е годы совместные предприятия не имели налоговых преференций, но эффективность их работы была высокой.
- Если в нашей нефтяной провинции насчитывается до 17 тысяч простаивающих малодебитных скважин, то экономический эффект от их эксплуатации будет не таким уж большим?
- Предполагается, что с этих скважин ежегодно можно будет получать до 30 млн тонн нефти. Цифра не ошеломляет, но в окрестностях Сургута и Нижневартовска второго Самотлора нет, а люди здесь укоренились, им нужны рабочие места, территориям - налоги. А ещё опытом доказано, что предприятия малого и среднего бизнеса более трепетно относятся к природе, а ведь кто-то должен ликвидировать последствия не всегда добросовестной добычи углеводородов!
Сам не добываю - другим не даю
- Возможно ли безболезненно решить проблему доступа малых предприятий "к трубе", к перерабатывающим мощностям?
- Я не верю в равнодоступность. Вопросы учёта, доступа "к трубе" должно регулировать государство, иначе малый бизнес окажется бессильным перед крупными монополиями. А вот с переработкой сложностей не предвидится. Об эффективной деятельности малого и среднего бизнеса в нефтяной отрасли свидетельствует и зарубежный опыт. В Канаде люди, которые имеют две-три, восемь скважин, успешно трудятся, дают рабочие места другим, их семьи не идут к государству с протянутой рукой.
- Кто может противостоять принятию этого закона?
- Нефтяное лобби. Крупные компании, имея простаивающий фонд, не платят налоги на имущество, им не предъявляют штрафы за неэффективное использование скважин. Сейчас появились новые методы добычи нефти, новые технологии. Кому захочется отдавать пусть даже списанные со счетов месторождения, которые однажды могут оказаться успешными в других руках?