Администрация Сургута не намерена продлевать договоры аренды с владельцами киосков и павильонов, расположенных в непредназначенных для этого местах. Предприниматели были предупреждены об этом как минимум за год, тем не менее не готовы расстаться с прибыльными местами.
Киоск городу не товарищ
Эта история началась в 2005 году, когда в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, законодательно закрепившие понятие "придомовая территория". Часть киосков оказалась на земле, прямо или косвенно принадлежащей жителям близлежащих домов. Предприниматели, конечно, могли заключить договор об аренде земли с ТСЖ, но цены "кусались". Власти Сургута пошли в законотворчестве ещё дальше. По новым правилам игры движимые объекты имущества не должны размещаться на землях общего пользования, в парках и скверах, на инженерных коммуникациях и придомовых территориях, а главное, на центральных улицах города (именно здесь большинство киосков расположено на остановках общественного транспорта). В запале администрация города едва не лишила Сургут даже газетных киосков, но вовремя одумалась. Киоски, равно как и ларьки, в которых продают овощи-фрукты, цветы и мороженое, останутся на своих привычных местах. А вот киоски смешанного типа хотят убрать. Предприниматели видят в двойных стандартах нарушение закона о конкуренции.
Перейти на новую схему планировалось в течение двух лет, к 2009 году истекали сроки аренды по отдельным договорам. Сперва избавились от киосков и павильонов, работающих с нарушениями. В результате, по оценкам экспертов, число объектов сократилось с полутора тысяч до семи сотен. Всё улеглось, о новых правилах почти не вспоминали. И вот конфликт разгорелся с новой силой. "Мы постепенно будем заменять киоски типовыми остановочными павильонами, энное их количество уже закуплено и устанавливается, - комментирует ситуацию глава Сургута Александр Сидоров. - У предпринимателей была возможность подготовиться, сделать свой бизнес цивилизованным". К тому же власти утверждают, что часть владельцев киосков не отказалась от торговли спиртным. "Продлевать договор аренды не будем и в этом случае", - говорит мэр. На его взгляд, бизнесмены не выдержали ещё одной договорённости - содержать остановочные комплексы в чистоте и порядке. На главных улицах города современные супермаркеты соседствуют с неприглядными ларьками, в центре города - стихийная ярмарка, остановки общественного транспорта в большинстве случаев выглядят неопрятно, вокруг киосков кучи мусора. "Ради чего их оставлять? Сегодня в городе тысячи цивилизованно работающих магазинов!", - резюмирует глава.
Несколько лет назад администрация предлагала торговцам земельные участки для строительства магазинов, дабы не нарушать эстетику города. "Такие примеры тоже есть, - рассказывает председатель Ассоциации частных предпринимателей Леонид Тарабанов. - Несколько киоскёров в складчину приобрели землю и скоро приступят к строительству. Но в большинстве случаев они не ищут альтернатив, и власти города вынуждены обращаться в арбитраж. Всего запланирован демонтаж 84 киосков и павильонов. Начали с пяти. Есть решение суда об изъятии земельных участков, в некоторые киоски прекращена подача электроэнергии. Предприниматели пытаются тянуть время, думают, что смогут отстоять свои права. Но эта земля находится в управлении города".
Операция "Чистая улица"
Мира Соловьянова - совладелица остановочного павильона. В феврале пройдёт слушание по её делу, и предприниматель понимает, что надежды на положительный финал у её истории нет. Как и другие киоскёры, она будет вынуждена искать новое место для своего маленького бизнеса. "Администрация предложила нам новые площадки, но они расположены на окраинах города. Хорошие участки уже заняты". По словам Миры, торговая площадь её павильона 60 "квадратов", но платит она за 140 (павильон плюс земля вокруг). В итоге более 200 тысяч рублей ежегодно поступает в городскую казну. "Видимо, эти деньги городу больше не нужны", - вздыхает предприниматель. По вполне понятным причинам киоскёрам будет не по карману переезд в торговые комплексы. "Демонтаж - это минус 50 тыс. рублей из собственного кармана, - говорит Мира. - Ликвидация торговых точек запланирована за счёт самих предпринимателей". Да и средняя стоимость квадратного метра в новых комплексах (1500 руб) высока по их меркам.
Предприниматели написали письма губернатору Югры, Президенту России и Владимиру Жириновскому. Они объясняют, насколько удобны остановочные комплексы с торговыми павильонами для людей (кстати, более 4 тысяч горожан выступили за сохранение киосков и павильонов в их сегодняшнем виде), а главное, обращают внимание на то, что теряют работу. Доводов много. За долгие годы киоскёрами были испробованы все средства - от смены ассортимента до попыток принять участие в реконструкции улиц. "Ларьки никому, кроме мэрии, не мешают. Да, киоски устарели, но можно поменять их облик. Мы готовы принять посильное участие в обновлении улиц города. Но уже несколько лет непонятно: будет реконструкция или не будет, уберут киоски или нет? Вкладываться в то, что через год снесут, нам невыгодно", - резюмирует Мира Соловьянова.
Предприниматели готовы идти на компромисс. Готова ли к этому мэрия?