Не влюбиться в Зою Лозямову невозможно! Достаточно один раз прийти в этнографический музей под открытым небом "Торум Маа" на её экскурсию, попробовать испечённый ею в хантыйской печи хлеб или сваренную на костре уху, послушать песни на хантыйском языке в её исполнении - и всё. Забыть не сможете!
Человек со стойбища умеет всё
Кажется, нет ремесла, которым бы не владела Зоя Никифоровна. Национальные платья, украшения из бисера, меховые шубы из оленьих шкур - всё это дело её рук!
"Нас специально никто не учил. Для человека, живущего на стойбище, совершенно естественно всё необходимое для себя делать самому! Всё было на наших глазах, смотрели и делали", - рассказывает Зоя Никифоровна. Её отец Никифор Петрович был рыбаком, оленеводом, охотником. Он не просто знал обычаи и традиции своего народа, а жил по ним.
"Я была ему за сына, - вспоминает Зоя Лозямова. - Первый раз он взял меня на рыбалку, когда мне было 4 года. Я сидела в лодке вместо груза". Позже помогала отцу сортировать рыбу для сдачи на склад, разбирала, чистила и сушила сети, лила из дроби грузила. Мама, Прасковья Тарлина, была искусной рукодельницей. Благодаря ей и бабушке Зоя научилась мастерски шить. Первые орнаментированные цветными полосками платья она сшила себе и подруге учась в первом классе! Тот, кто знаком с рукоделием, знает, что аппликация требует не только хорошего глазомера, но и точной руки. А ведь на стойбище не было лекал, и орнаменты пришивались без предварительной намётки. Кстати, на выпускной вечер платье тоже сшила сама. Фасон скопировала у учительницы.
Замуж Зоя Никифоровна вышла за Степана Лозямова, с которым в детстве играла в лапту. У них родилось пятеро детей - четыре дочери и сын. Сегодня в семье Зои Никифоровны растут ещё 8 внуков и правнук. "Кем бы я стала, - задаёт себе вопрос Зоя Никифоровна, - если бы отошла от культуры своего народа? Наверное, где-то мыла бы полы..." - получить профессиональное образование ей так и не удалось.
Как-то раз, когда Зоя Никифоровна была в командировке, к ним домой пришли работники культуры и попросили несколько вещей ручной работы для выставки. Мама Зои отдала им сумочку, платье и свитер с орнаментом. Через два года выяснилось, что выставки проходили в Японии и Чехословакии, а за участие в них авторам работ были выданы дипломы.
Это было первым признанием. Практически сразу Лозямова получила приглашение на семинар по декоративно-прикладному искусству в Салехард. Начальник районного бытуправления (в то время Лозямова заведовала домом быта в Казыме) отпускать её не захотел: "Какой семинар? План давай!" Тогда она взяла отпуск и уехала сама.
"Я что ни сошью, все участники восхищаются и покупают. Я за 10 дней заработала 120 рублей", - смеётся Зоя Никифоровна.
На Ямале оценили мастерство Лозямовой и сразу предложили возглавить дом быта в Аксарке. Она согласилась. Но по целому ряду случайностей в итоге оказалась не на Ямале, а была принята швеёй лёгкого платья в ханты-мансийский дом быта.
"Хантыйский дом - это компромисс"
Почти 10 лет знаток народной культуры и технологий, мастер своего дела работала не в сфере культуры. Помимо швеи пришлось освоить профессии кассира и бухгалтера.
Лишь в 1984 г. Зою Лозямову приняли методистом в Окружной научно-методический центр народного творчества и
культпросветработы. Благодаря этому она получила возможность участвовать в выставках, представлять округ в российских регионах и за границей.
Потом началось строительство национального парка-музея "Торум Маа", и Зоя Никифоровна связала свою жизнь с ним.
По сути, это её второй дом, а может даже и первый, поскольку именно он, а не квартира, в которой она живет на условиях коммерческого найма, напоминает ей о жизни в лесу.
"Дом - это место, где хорошо видно сочетание двух миров - лесного и человеческого, - считает Лозямова. - Хантыйский дом - это постоянный компромисс, это иллюстрация выживания в сложных условиях, это разумное потребление природных ресурсов и экономное расходование собственных сил".
Зоя Никифоровна считает цивилизацию северных народов более совершенной. Она не направлена на разрушение!
Эту мысль Зоя Никифоровна озвучивала уже не раз на самых разных форумах, в том числе и международных: в Нью-Дели, Москве, Бёрне, Франкфурте-на-Майне...
"Я не предполагала, что увижу Индийский океан, буду ходить по музеям Женевы, рассказывать немецким детям хантыйские сказки", - говорит она. В свои 65 лет Зоя Лозямова продолжает открывать мир, а мир с удивлением воспринимает её как представителя культуры мало знакомого европейцам народа ханты.