Журналист Виктор Журавлёв уже десять лет комментирует этапы Кубка мира по биатлону. Работа комментатора спортивных соревнований почти всегда остаётся "за кадром". Сегодня мы слегка приоткроем завесу.
"Никогда не знаю, что буду говорить".
- Виктор, помните, как начинали?
- Я оказался в комментаторской кабине в 2000 году, когда впервые в Ханты-Мансийске проводился финальный этап Кубка мира по биатлону. Опыта не было никакого! Я выпускал дневники соревнований, делал информационные сюжеты в новости, был автором двух фильмов о биатлоне, один из которых "Триумф биатлона" был отмечен статуэткой Золотая богиня на телефестивале "Золотой бубен-98". Но это всё не то! Прямой эфир - это прямой эфир. Да и первая гонка - спринт - одна из самых сложных не только для комментария, но и для телевизионных съёмок.
Даже в этом году телетрансляция именно женского спринта вызвала наибольшие нарекания как у телезрителей, так и у представителей Международного союза биатлонистов.
После моего первого репортажа руководство канала посчитало, что соревнования должен комментировать кто-то другой. Так с тех пор и пошло: на телеканале "Югра" биатлон комментируют только люди из Москвы. Ну, а летом 2000 года, когда мы принимали чемпионат мира по летнему биатлону, было решено попробовать провести трансляции на радио "Югра". Я стал радиокомментатором.
- Что нужно знать, чтобы быть хорошим комментатором?
- У комментария на радио есть своя особенность. Радиослушатель ведь не видит картинку! Если я замолчу - в радиоэфире образуется дыра! Так что приходится постоянно говорить и комментировать события, происходящие на биатлонном стадионе и на трассе.
Плюс ещё особенность. Эфир на радио каждый час прерывается на новости, есть обязательства перед рекламодателями и спонсорами.
Приходится учитывать и то, что у нас нет ежедневной или еженедельной практики в комментировании биатлона, как у комментаторов телеканалов "Евроспорт" или "Спорт".
Я комментирую один раз в год, когда биатлонисты приезжают в Ханты-Мансийск. И я должен загрузить в голову всю информацию о биатлоне, а потом всё выбросить!
Потом все телевизионные комментаторы на спортивных каналах работают с редакторами. Если комментатор оговорился или не знает какой-то информации, редактор ему подскажет. В моём случае приходится полагаться только на самого себя. Перед первыми гонками я стараюсь напитаться информацией. Смотрю все новости. С кем общались мои коллеги из спортсменов и тренеров, что говорили в интервью. Кое-что потом использую во время репортажа. Ну как было не упомянуть слова Ольги Зайцевой о том, что трасса обновлённого биатлонного центра стала настолько ближе к болельщикам, что можно оглохнуть от их крика!
Я никогда не знаю заранее, что буду говорить. Мне интересней, если у меня идёт диалог либо с ведущим радиоэфира, либо когда у меня в комментаторской кабине находится гость. Думаю, слушателю такие репортажи тоже больше нравятся...
"Люблю неожиданности"
- Что-то или кто-то может повлиять на работу комментатора?
- Что и кто угодно! Но только не спортсмены! Конечно, если россияне не выигрывают медалей, чувство досады и разочарования остаётся, но я уважаю не только наших биатлонистов. Я симпатизирую норвежцам, немцам, австрийцам и французам. Вообще положительные эмоции вызывают не только победы грандов биатлона. Вызывают восхищение спортсмены, на которых не ставили, а они взяли и выиграли медали! Это относится и к Насте Кузьминой (Словакия), и к Винсану Джею, и к Мартану Фуркаду (Франция), и к Доминику Ландертингеру (Австрия).
- Бывают моменты, когда хочется волосы на голове рвать, подпрыгивать на стуле и кричать "Ура!"
- Орущие комментаторы в России уже есть - Губерниев, например. Я не хочу никому подражать. Мой стиль комментирования - доверительный. Стараюсь не навязывать свои оценки слушателю. Эмоции выплескиваю в эфир изредка. Биатлонные соревнования всегда развиваются по непредсказуемому сценарию. А я люблю неожиданности в результатах. Это же замечательно, когда прогнозы не сбываются! Ну, кто бы мог предсказать победу в спринте Яны Романовой? Кстати, спортсменка сама откровенно удивилась своему первому месту!!! А вот то, что Светлана Слепцова оказалась далеко от пъедестала, для меня не было неожиданностью. В спринте даже с двумя промахами можно оказаться на подиуме или в "цветах". Но по этому сезону было видно, что Слепцова просто проваливает третий круг. Значит, что-то в функциональной подготовке неладно. Немцы в эстафете привезли своим соперникам не одну, а как минимум три "трамвайные остановки", настолько значительным было их преимущество над соперниками - почти полторы минуты! Такие победы запоминаются. А от поражений остаётся осадок. Только на Зайцеву и Чудова пришлось девять дополнительных патронов. Куда это годно! А вообще у нас в эстафете были реальные шансы победить.
Радио - это хорошо. Но хочется, чтобы в следующем году на чемпионате мира на телеканале "Югра" звучали знакомые голоса.