Любое заимствованное нововведение в процессе внедрения видоизменяется. Часто настолько, что теряется сама суть. В Германии институт сити-менеджерства приводит к разделению обязанностей управленцев для более эффективного менеджмента. У нас - к делению власти.
Один работает, другой обещает?
Округ уже вкусил сити-менеджерства - Нягань 4 года работает по этой системе. "Я все эти годы занимался разработкой стратегии развития города, а на сити-менеджере оставались вопросы жизнеобеспечения", - говорит глава Нягани Александр Рыженков. Глава администрации Нягани Сергей Михайлов дополняет: "Деятельность сити-менеджера не связана с предвыборными обещаниями, зато всенародно избираемый глава будет давать именно те обещания, которых от него ждут. Конфликт между мэром и главой администрации заложен не в законе - а во взаимоотношениях". Но, по мнению отдельных депутатов, в Нягани все эти годы шла самая настоящая борьба за власть.
Заместитель председателя думы Сургута Алексей Савенков няганской судьбы для города не хочет. Дума не одобрила сити-менеджерство, тем более что вариативность управления муниципалитетом в законе прописана - её никто не отменял. Да, сити-менеджерство экономит бюджетные средства, которые были бы потрачены на выборы главы; чётко разделяет полномочия (глава города решает стратегические вопросы, а сити-менеджер воплощает их в жизнь); хозяйством в городе занимается профессиональный управленец. Инвестиционная привлекательность территории от этих нововведений должна повышаться. Но есть и минусы.
А Сургут - против
"Нарушается демократический принцип выборов, - заявляет Алексей Савенков. - Народно избранный глава чувствует поддержку и ответственность за свои действия перед избирателями. Многие граждане озлоблены на власть, поэтому, голосуя за одну или другую систему, отдают голос даже не за стратегию, а за возможность досадить ранее избранному главе. Я считаю, что напряжённости между главой администрации и главой муниципального образования не избежать".
Известный классик теории муниципального управления Лев Велихов ещё в 30-х годах прошлого века говорил о выборе схемы управления: "Есть сильный лидер - разумно выбирать главу, если такового нет - лучше нанять профессионала, чтобы обезопасить город от экономических ошибок". Каждый муниципалитет должен сам выбрать для себя единственно верную схему управления. Понятно ведь, что вводить институт сити-менеджеров, скажем, в деревне Тренька, нерационально. Там, как правило, кто председатель колхоза - тот и мэр, и сити-менеджер. Кстати, последние опросы среди населения показали, что югорчане не знают другой схемы управления, кроме прямых выборов главы. Они в большинстве своём исполнительную власть от представительной вообще не отличают. Разъяснительную работу среди населения проводить надо.
А третейскими судьями в возникшей ситуации, видимо, выступят депутаты и главы других муниципалитетов.