В региональном отделении Всероссийского общества инвалидов не так давно решили проверить, удобны ли города Югры для людей с ограниченными возможностями. Журналистов и представителей общественных организаций посадили в коляски и предложили один день провести так, как всю жизнь проводят инвалиды.
Инвалидам хода нет
Эксперимент здоровым не понравился. Зато отчётливо стало видно, что, например, в Советском нет пандусов и перил в зданиях пенсионного фонда, социальной защиты, администрации города и района. В Нефтеюганске этих же приспособлений не пре-
дусмотрено даже у местного отделения общества инвалидов. В Сургуте на втором этаже здания без лифта расположен лечебно-физкультурный диспансер. Даже центр спорта инвалидов, куда должна быть вхожа вся паралимпийская сборная округа, занимает третий и четвёртый этажи. А есть ещё вокзалы с высокими платформами и нет низкопольных автобусов...
Программа "Безбарьерная среда" в регионе работает третий год, но среда доступнее не стала. В 2010 году региональное общественное движение инвалидов-колясочников Югры провело 31 экспертизу государственных и муниципальных объектов. И повсюду прямое нарушение законодательства. Инвалиды не попадают в больницы и аптеки, даже собственная квартира может стать для них тюрьмой.
Житель Нижневартовска Владимир Громовой, чтобы миновать ступеньки и бордюры, сделал лифт на балконе. Два месяца назад техника сломалась - мужчина не выходит на улицу.
Впрочим, по сравнению с другими регионами России Югра выглядит вполне презентабельно...
Крик души
На совещании по программе "Доступная среда" Станислав Кононенко обратился к властям с вопросом, когда при сдаче домов прекратится строительство пандусов "для отвода глаз"? "Часто нам приходится вразрез закону идти на уступки, - говорит председатель общественного движения "Преобразование". - Когда люди стоят с ключами, готовые въезжать в квартиры, нашей комиссии приходится закрывать глаза на нарушения - строители ставят нас перед фактом".
В этом году впервые прошёл совет по делам инвалидов при главе региона. Наталья Комарова внимательно выслушала доклады. "Есть у нас реестр инвалидов? - спросила она. - Я не просто так задаю вопрос, цифры в разных докладах плавают, как хотят. А если нет достоверной информации, очень трудно принимать адекватные решения. И спросить не с кого, что удивительно..."
В регионе более 48 тысяч инвалидов. Ежегодно их число растёт на 4 тысячи. Каждый десятый - ребёнок. Ежедневно инвалиды сталкиваются с информационным вакуумом, проблемами в получении образования, трудностями при поиске работы. Установкой пандусов проблем не решить. За свои права инвалиды намерены бороться. Ведь, в отличие от многих чиновников, они за свои кресла не боятся.