Ночь. Двенадцать часов пять минут. До нового года - ровно две недели. Я разговариваю с Дедом-Морозом. Этот сказочный человек Вениамин Праслов знает о новогодней профессии всё, причём в мельчайших деталях. Это наш югорский, доморощенный морозный дед. Самый что ни на есть настоящий! И на душе от этого тепло и по-детски радостно.
Дед Мороз - это традиция
- Вениамин Иванович, как давно вы на Севере?
- Уже 22 года здесь морожу. Поддался на уговоры родственницы. Та позвала на север посмотреть. Вот приехали всей семьёй и влюбились в этот край. Тогда морозы стояли лютые, до 46 градусов. Ели будто хрустальные стояли, воздух звенел. Одним словом, решили мы с супругой здесь остаться. А до этого где я только не побывал: на Дальнем Востоке, Кубани, в Поволжье, Туркмении, Самаре, Ташкенте...
- "Дедморозили" по всему Советскому Союзу? А с чего всё началось?
- Это был 69 год прошлого века. На выпускном курсе театрального училища нас учили делать сказочный грим. А самый точный сказочный грим - это грим деда Мороза. Потихоньку начали мы с однокурсниками подрабатывать через Бюро добрых услуг. А официально стал "дедморозить" в 1983 году в Ташкенте.
- Сколько Снегурочек в ваших бригадах перебывало?
- Спросите чего-нибудь попроще. В Ташкенте моей Снегурочкой была артистка балета. А всего их было... Может, 15, может, больше. Но всегда мирно жили. Это же чисто деловые отношения. А если по три-четыре утренника играть в день, ругаться просто некогда.
- Как думаете, не зря в Югре устраиваются настоящие съезды Дедов Морозов?
- Ну что вы, это очень интересно! Я на съездах с самого начала. На первом конкурсе из гостей были Тюмень и Надым. На второй фестиваль поехали уже многие. На четвёртом машина ежегодного праздника закрутилась во всю силу. По России конкурсы в Твери, в Москве, в Вологде, в Перми закрылись - и наш фестиваль постепенно становится центральным. В этом году мы, помимо конкурсной программы, ездили по детским домам и детским садам. Представьте себе - 53 человека сборной творческой бригады в Талинке. Настоящее шоу!
- В прошлом году вы выиграли поездку в Париж...
- Я был там уже во второй раз. Впервые ездил в 2001 году, тоже как лучший Дед Мороз. Вдоль и поперёк исходил весь Париж. Был в Лувре, в Музее Дарсе, Музыкальной академии. Было ощущение, что я прогуливаюсь по Санкт-Петербургу - и там и здесь много строений, выполненных в стиле асмановской архитектуры. Вот почему русских всегда так тянуло в Париж! Понравилось мне, насколько трепетно относятся французы к своей истории. Они жалеют, что разобрали Бастилию! Правда, с погодой мне не повезло - моросил дождь. Обратил внимание на двух дамочек: они по этой слякоти и грязи прогуливались в норковых шубах. Вот, думаю, бедняги, и шубу-то толком не поносить. То ли дело у нас - никому не даю забыть, что такое зима!
Санта-Клаус - мальчишка
- Как сложилась ваша жизнь вне сказки?
- Сын вырос, работает технологом в нефтяной отрасли. Жена - балетмейстер, в ДК Нефтеюганска. Живём мы в Сингапае. Пенсионеры, но продолжаем творить.
- Вы же довольно активный человек. Почему не переберётесь жить в город?
- Да я, на самом деле, суеты не люблю. В молодости, видимо, этого было в избытке...А в Сингапае тишина, покой... Да и Дед Мороз - это же герой очень обстоятельный, неторопливый. Куда ему торопиться - у него волшебный посох есть. Я считаю, что Дед Мороз - это одна из лучших традиций России, её символ и национальная гордость.
- Ваши детские ощущения от Нового года - они какие?
- Я в далёкие советские годы, как и все дети, ждал подарка - мечтал, чтобы там обязательно были мандарины. Без мандаринов - не подарок. И мы заворожённо смотрели на Деда Мороза. Он же подарки раздавал! А нынешние дети гораздо практичнее. Какие мандарины? Новый мобильник или игровая приставка. Но они всё равно верят в Деда Мороза. Причём во время праздника не только дети, но и взрослые верят. Они верят в мой образ, они верят в мою правду - правду от деда Мороза.
- А Санта-Клаус как же?
- А что Санта-Клаус... По сравнению с нашим Дедом Морозом - это мальчишка. Нет у него такой родословной! У нашего-то, если порассуждать, если есть внучка, значит, есть сын. Значит, есть невестка, есть жена - старушка Зима. У нашего Деда Мороза своя очень серьёзная предыстория. Кстати, он ведь раньше не был добрым. Морозко был злыднем. Все его боялись, потому что жил он в царстве мёртвых и попадали к нему через колодец. Ему давали дары, чтобы он не бил морозом дома.
- Практика сказочной работы у вас огромная. И случаев нестандартных, наверняка, немало...
- Бывают. Вот, например. Я клею усы на театральный клей. И когда заходишь с холода в тепло, усы, иногда, отклеиваются. Однажды пришёл в квартиру, отвлекся на усы, а сзади меня мальчишка встал на табуретку и неожиданно выстрелил из хлопушки - и чуть глаз мне не выщелкнул. Ресницы спалил. Ругаться я, конечно, не стал - ребёнок же это не специально сделал... А однажды у нас была заявка... из бюро похоронных услуг. Приезжаем на место, а там посередине комнаты ёлка стоит, украшенная цветами из древесной стружки (такие цветы на венках использовались), а по углам - крышки от гробов. Рядом на стульчиках сидят перепуганные дети, а взрослые, которые там находились, уже вообще лыка не вязали. Ну что делать, праздник всё-таки! Мы загримировались, костюмы надели - и давай детей шевелить-веселить! Но вспоминать об этом до сих пор жутко.
- Кстати, на днях видел я по телевизору объявление: "Дед Мороз и Снегурочка (трезвые)". Это что, действительно такая редкость?
- Я не пью. Как шутит Семён Альтов - вспомнить нечего. Если человек не уважает профессию - он пьёт. Это ведь от отношения к ребёнку, к окружающим. Ходит пьяный Дед Мороз - ну какие тут могут быть ощущения? Кроме сожаления и досады, других ассоциаций не возникает. Это же праздник, сказка, волшебство. Ведь, надев тулуп, Дедом Морозом не станешь. Должно быть особое отношение к детям. Когда ребёнок смотрит на тебя распахнутыми глазёнками, понимаешь, что он в тебя верит. Детки-то сразу чувствуют, кто настоящий, а кто - не совсем. Как же можно пить...
- Когда появятся внуки, сделаете для них персональную сказку?
- Конечно! Будем поздравлять сами, традиционно. Свой Дед Мороз - это же важно!
- Какая у Деда Мороза мечта?
- Поработать, сколько сил хватит. Я ведь и картины пишу, и делаю парусные модели флота эпохи Петра, в том числе германского и французского. На модель уходит по три-четыре месяца. Ручная работа. Сам каждую детальку точу. Самая любимая модель - военный корабль "Пётр и Павел" русского военного флота.
- Что пожелает Дед Мороз нашим читателям?
- Здоровья, терпения, удачи и материального достатка, ведь нищета обедняет человека духовно. Пусть у вас будет больше веры в свои силы!
А я, в свою очередь, обещаю исполнить всё, что вы загадаете. Главное, чтобы в тот момент, когда удача постучится, вы были дома. С Новым годом!