То, что в Югре тысячи археологических памятников, известно даже людям далёким от археологии. Но то, что эти памятники культуры постоянно разрушаются, и сам человек в силу своей хозяйственной деятельности либо прямой алчности этому активно способствует, знают немногие. О проблеме сохранения культурного наследия мы и говорим с археологом и историком, старшим инспектором окружной службы государственной охраны объектов культурного наследия Яковом Яковлевым.
Копатели грабят Россию
- Томскую область Вы, если можно так сказать, истоптали вдоль и поперёк. А Югре в плане сохранения и популяризации памятников и памяти повезло?
- Здесь получен позитивный опыт, причём, впервые в истории России, когда органы власти в течение почти 10 лет издают объёмный по содержанию и полиграфически качественный ежегодник по проблемам историко-культурного наследия Югры, называется он "Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого". О нём много положительных отзывов, и даже от докторов наук слышу, мол, в регионах стонут, что денег не дают, и "чёрные копатели" одолели, - а здесь, в Югре, есть реальные результаты деятельности органа охраны памятников и местных археологов. Вон они - восемь томов уже лежат, а будет ещё больше!
- Яков Александрович, в Югре "чёрные копатели" сильно мешают археологам?
- "Чёрные археологи" всю российскую археологию подмяли. Алчно, цинично и безнаказанно. Они уже перебрались через Урал и года четыре разворовывают наши объекты археологии. Причём спасения от них нет - они обзавелись картами (в том числе секретными), транспортом, хорошими металлодетекторами, которые "пробивают" землю почти на метр...
Чтобы хоть как-то сохранить для археологической науки и передать в руки историков ранних этапов югорского прошлого то, что у нас нагло крадут, я иду в Интернет. Дело в том, что грабители от археологии, паразитирующие на здоровом интересе общества к истории, на короткое время выставляют свои находки на Интернет-аукционах. И, пока вещь не куплена, она "висит" на сайте.
Я эти сайты активно мониторю. А потом, если выразиться научной лексикой, ввожу эти материалы в корпус исторических источников путём их публикации в нашем ежегоднике. Хоть таким образом - но эти артефакты должны присутствовать в базе археологических находок!
И после этого (не скрою, с чувством удовлетворения от хорошо сделанной работы) читаю на сайтах тех же копателей: "Мужики! Читайте в нашумевшем сборнике "Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого" статью товарища Яковлева! Какой сочный язык!" И тут же выставляют этот сборник на аукцион с начальной ценой в 1,5 тысячи рублей! (Смеётся)...
Кусочки истории
- А нельзя самих "чёрных археологов" как-то привлечь к поисковой работе? С их-то техникой...
- Ни в коем случае! Вы же не ляжете под скальпель в больнице, если операцию будет проводить медсестра? Так и "чёрные копатели" не имеют понятия о том, как раскапывать. Вот недавно охотник из Сургутского района сообщил о новых разрушениях на хантыйском кладбище - раскопанные могилы, кости и черепа, ненужные находки (даже сломанный меч). Неужели у людей не осталось ни капли морали? Ведь этому варвару с лопатой в страшном сне не привидится, что останки его матери или деда выкапывают из могилы и топчут ногами. "Чёрные археологи" изымают вещи из контекста. Это то же самое, как вырвать из "Войны и мира" глаголы - и попробовать понять всё содержание. А археологи читают культурный слой, как книгу, как увлекательный роман, восстанавливая хронологию вещей. Археологи даже консервируют захоронения, если считают, что их возможностей недостаточно для бережного и правильного исследования. Оставляют для своих потомков, чтобы и те смогли взять у земли кусочек истории...
- Многие говорят, что нельзя доставать из земли то, что положено туда самой историей и изымать вещи из их среды. Что думаете?
- Можно - если грамотно различать цели и пространства. Как говорили древние, "Богу - богово, а кесарю - кесарево". Нередко можно услышать: нельзя комплектовать сакральными вещами музей, нельзя описывать духов, нельзя брать вещи из брошенных домов и прочее. Но давайте разграничивать! Есть сакральное пространство. Там обитают боги и духи, там располагаются храмы и мольбища, туда мы приходим поклониться иконе или забить жертвенного оленя. И там мы удовлетворяем свои духовные запросы. А есть профанное пространство, на котором функционируют музеи и другие светские учреждения. Там мы работаем и, надо подчеркнуть, получаем деньги из бюджета. И удовлетворяем свои материальные запросы. Необходимо чётко проводить границу и между своими запросами, и между этими пространствами. Пришёл в церковь - вот намоленная икона. А пришёл в Третьяковку - там эта же икона - уже произведение искусства. И эту разницу надо чётко понимать...
Досье
Яков Александрович Яковлев родился в 1957 году в пос. Тогур Томской области. Закончил Томский государственный университет. Автор и соавтор почти двух десятков книг и нескольких сотен статей по самым разным направлениям сибиреведения в отечественных и зарубежных изданиях. Археолог, историк, этнограф. Член Союза писателей России. Научный и художественный редактор 39 книг и альманахов. Внесён в энциклопедию "Лучшие люди России". Работает в Службе государственной охраны объектов культурного наследия Югры.