Театр кукол, к которому хантымансийцы уже успели привыкнуть и который полюбили всем сердцем, сразу после открытия театрального сезона съезжает из Музея геологии, нефти и газа, где он ставил спектакли для маленького и взрослого зрителя. Артисты, как их коллеги сотни лет назад, вынуждены вести кочевую жизнь, разъезжая по гастролям и перебираясь из одного здания в другое.
Эскиз есть - здания нет
О своём театре артисты если и говорят, то с горькой иронией. Идея строительства витает в воздухе уже несколько лет, и даже эскиз театра от художника Михаила Шемякина есть - вот только средств нет до сих пор. Если окинуть театрально-кукольным взглядом пространство Югры, то окажется, что даже старейший окружной театр "Барабашка" в Нижневартовске, которому 20 лет, не имеет специально построенного здания. Не было в округе такого прецедента. Может, в Ханты-Мансийске получится?
"Театр кукол мог бы стать местом встречи детей и родителей, - говорит директор Ханты-Мансийского театра кукол Павел Потапов. - Взрослым есть куда пойти в выходные, а вот ребёнку - нет. Редкие постановки для детей носят эпизодический характер и мало чем отличаются от похода в кино на мультфильм или досуга в развлекательном центре. А театр кукол - это их мир".
Мало кто рассматривает воспитательную функцию театра, а ведь он гораздо старше кинематографа, и свои правила поведения в театре сложились давно. Современное кино - это попкорн и кола, возможность зайти в зал и выйти в любое время сеанса. В зрительный зал театра после третьего звонка не пускают, а в зале воцаряется тишина, как только гаснет свет. Это институт отношений и определённой эстетики.
"Бродячие" артисты
"В Югре принято говорить о едином культурном пространстве, - но почему туда не вписывается театр кукол? - недоумевает Павел Потапов. - Видимо, как-то мы из этого пространства выпадаем. Но если мы вспомним советские времена, там чётко прослеживались ступеньки воспитания: до 12 лет ребёнка воспитывал театр кукол, с 12 до 18 - театр юного зрителя, дальше уже шли драма и опера".
"Меня родители в детстве почти каждые выходные в театр водили, - вспоминает хантымансиец Сергей Терентьев, - и я бы дочь с сыном на спектакли водил - но некуда. И думаю, неужели округ, который для взрослых построил КТЦ, ледовые дворцы и много чего ещё, не может подарить своим детям и небольшой театр?"
Сейчас "бездомность" театра привела к тому, что артисты даже не могут спланировать свой репертуар на месяц вперёд - не знают, где придётся выступать. Какие-то окна в своём графике работы театру кукол предоставляет "Югра-Классик", несколько окон - Центр искусств для одарённых детей Севера. Но театральный зритель, как кошка, привыкает к определённому месту. А если его всё время таскают то сюда, то туда, зритель машет рукой и прощается с театром до лучших времён.
Театр - не последняя инстанция, которая поможет воспитать ребёнка, есть ещё множество факторов. Но без театра тоже нельзя, - в этом-то и заключается его маленькое чудо.