Примерное время чтения: 5 минут
94

Женское счастье на кончике иглы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АИФ-ЮГРА 14/12/2011

Художник народных промыслов Мария Ситникова впервые взяла в руки иглу всего 11 лет назад, чтобы вышить национальный орнамент. Тогда же сделала и свою первую игольницу - особый предмет в обиходе мастерицы. По преданиям манси, именно через иглу от поколения к поколению передаётся священная женская связь...

Священная связь

- Мария Владимировна, как получилось, что Вы остались в детстве без игольницы?

- Моя мама родом из семьи манси. В национальной деревне, где она жила, в середине 40-х годов было три русских семьи: Ивановых, Севастьяновых и Петровых. Все они приехали по специальному назначению, чтобы работать с национальным населением. Так вот мама в 16 лет вышла замуж за Володю Иванова, которому от роду было столько же лет, сколько и ей. За этот "проступок" семья от неё отказалась, а колхоз исключил из своих рядов.

Пришлось молодым жить в бараке на папину зарплату продавца. А у бабушки-манси был очень большой красивый дом с печкой во дворе и лабазом, небольшим домиком типа летней кухоньки, где она вываривала рыбий жир. Я родилась ровно через год после того, как родители поженились. В тот же год папу вызвали в допризывную комиссию в Берёзово. Дорога была дальней: ехал он туда с неделю. А пока был в пути, в магазине провели ревизию. Нашли небольшую недостачу и посадили отца за это на три года, несмотря на то, что долг выплатил дядя моего папы из Подмосковья. После тюрьмы он ещё два года отслужил в армии. Маме пришлось очень тяжело одной со мной на руках. Но родня так и не пустила её обратно в семью. Маме говорили, что её русский к ней никогда не вернётся. Жили мы в бараке, питались сухарями. А по ночам она чистила конный двор, чтобы хоть что-то заработать. Не до шитья и иголок ей было. Вот так "священная женская связь" и была прервана.

- Как потом сложилась Ваша жизнь?

- Папа вернулся, и родне ничего не осталось, как принять его. Мало того, он стал для них лучшим зятем. В 1951 году в наших краях появились геологи. Чтобы заработать, мои родители поехали с ними в экспедицию в Няксимволь на полгода. Я осталась с бабушкой. Помню, мы с ней стояли на берегу реки, провожая катер с экспедицией. Потом она что-то сказал мне, а я ничего не поняла. Говорила она на языке манси, а в нашей семье общались на русском. Не пошла я с ней, осталась до самого вечера на берегу. Живя у бабушки, выучила мансийский язык. Когда родители вернулись, я сплошным потоком "выдавала" мансийско-русскую речь. Бабушка шила из кожи, но почему-то меня к этому занятию не привлекала. Я больше хозяйничала по двору: убирала снег, косила сено. Кухня и шитьё меня не привлекали. Когда пошла в школу, ощущала себя русской: я не жила в интернате, как остальные дети манси. Отец умер в 28 лет, и маме пришлось взять в руки иголку. К тому времени она шила нам одежду, но русскую. Я наблюдала за ней, но без особого интереса.

Народный мастер

- А когда взялись за иглу Вы?

- В медучилище. Всем девчонкам по ночам шила платья. Они спят, а я сижу с иголкой. Потом обшивала себя и свою семью, но шила русскую одежду. А потом, когда я уже была на пенсии, меня пригласили в "Старый Сургут" на национальный праздник. Услышали, что я знаю язык манси, и позвали на работу мастером по бисеру. Я пошла, хотя ничего не умела. Зато было с кем поговорить на родном языке: два мастера манси там уже работали. Захотела сделать что-то родное. Изучала литературу, смотрела образцы других мастеров. Потом сшила первое платье - для внучки. Затем суконное сахи для правнучки. Так дело и пошло.

- Решили возрождать традиции?

- Я стремлюсь показать красоту культуры манси. При изготовлении национальной одежды строго соблюдаю цветовые и орнаментальные каноны. Но для того, чтобы привлечь молодёжь, стала шить стилизованную одежду. Использую крой русский, а вышивку национальную. Внучке сшила жилетку. Ей хочется это носить - подружки заглядываются. Просит теперь стилизованную куртку. Буду шить. Хочу мансийский орнамент исполнить в лоскутной технике. Считаю, что стилизация не разрушает традиционную культуру, а привлекает к ней внимание. Кто захочет, наденет потом и национальную одежду.

- Почему манси так серьёзно относятся к орнаменту?

- Он несёт функцию оберега. Многие люди верят в это. Прежде чем взяться за шитьё, я долго приглядываюсь к человеку, подбираю для него орнамент. Это происходит интуитивно. В свои работы я вкладываю всю душу. Думаю, бабушка была бы мною довольна. Надеюсь, я восстановила нашу "священную женскую связь".

Досье

Мария СИТНИКОВА родилась в 1945 г. в д. Алтатумб Берёзовского района. Окончила Ханты-Мансийское медицинское училище по специальности "акушер". Около 30 лет проработала в медицине. Последние 10 лет работает в отделе коренных народов Севера ИКЦ "Старый Сургут". В этом году ей присвоено звание "Лауреат премии Югры "За развитие культуры малочисленных народов Севера". Воспитала двух дочерей, помогает воспитывать трёх внуков и правнучку.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах