Примерное время чтения: 5 минут
406

Где живут хантыйские божества

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ - Югра 02/03/2011

В Югре немало таёжных мест, где языческие верования оборачиваются реальностью. Хантыйский посёлок Согом - как раз такое место. Здесь святилища существуют до сих пор и на каждом шагу встречаются артефакты - предметы культуры древних времён.

Земля древних артефактов

Судя по архивным данным, точной даты образования поселения Согом нет, но по сведениям 1801 года здесь проживало семнадцать инородческих семей Рогиных и Вайветкиных. Они уже были осёдлыми и держали 35 лошадей, 15 коров и 45 промысловых собак. Безбедно жили, молились своим таёжным духам-покровителям. После войны построили звероферму - стали разводить лис. Дело оказалось прибыльным - много согомской пушнины уходило на экспорт. Ещё до войны в деревне появилась начальная школа. Единственным учителем был Иван Вайветкин. Он преподавал все предметы - арифметику, родную речь, рисование, пение, физкультуру. В августе сорок первого ушёл на фронт и погиб в день Победы под Кёнигсбергом.

После изменения политической обстановки сменил своё название и колхоз: стал называться "Знамя Ленина". К тому времени в Согом переселили род Сургучевых из деревни Нюркой. Колхоз по-прежнему процветал: один только Фёдор Терликин давал в год по тринадцать планов рыбы, ставил запоры, и рыба шла так густо, что весло, воткнутое в середину потока, не падало.

Прошли те благословенные годы. С развалом советской экономики рухнули крупные предприятия, но мелкие - колхозы и рыбартели - в сельской глуши по инерции жили ещё какое-то время.

Согом выделяется среди других поселений Ханты-Мансийского района своей архаичностью. Здесь постоянно находят различные артефакты - черепки керамической посуды, части примитивных орудий труда, монеты. Наверное, в каждой здешней семье найдётся хоть одна древняя денежка, а у Владимира Лисичкина их целая коробка. Местная учительница Лариса Кундер заразила страстью к археологии школьников. Они не разоряют могильников и святилищ. Для того, чтобы найти что-то интересное, достаточно походить по местной вертолётной площадке и вокруг неё, а ещё лучше дождаться, когда начнут копать картошку на деревенских огородах - нет-нет да и ковырнут лопатой черепок или монету.

"На согомской территории учёные открыли немало археологических памятников разных исторических эпох - от неолита до средневековья, самым ранним - семь тысяч лет, это ровесники египетских пирамид, - рассказывает заместитель директора Центра охраны культурного наследия Югры Александр Кениг. - Первые научно-исследовательские работы проводились здесь в начале 60-х годов известным российским этнографом Зоей Соколовой. Позже тут работали свердловские и тобольские археологи. В 1993 году свердловская экспедиция Вячеслава Морозова собрала самый большой урожай артефактов. Многие археологические памятники тогда были поставлены на государственный учёт".

Вотчинник охраняет эти места

Исторические места описаны, зарегистрированы, стало быть, являются государственной собственностью. Но на деле выходит иначе... Любят наезжать в Согом и "чёрные археологи". Находят проводников, которые соглашаются показать исторически значимые места, и начинают копать. Нынешний год оказался спокойным - "чёрные копатели" не появлялись. А в прошлом местный участковый застал гробокопателей на месте преступления. Отобранные у них исторические ценности учёные оценили в 400 тысяч долларов, а на "чёрном рынке" они стоят ещё дороже. Исследователи центра охраны памятников культурного наследия Югры надеются, что со временем в Согоме создадут историко-археологический заповедник.

Кроме могильников здесь немало и других мест, значимых для согомских хантов: святилище Стариков мыс, аномальная зона "Бабка", священные кедры. Самый главный кедр - "Старик" - стоял на берегу Домашнего озера много лет назад. Позже кедр упал - но сакральной значимости не потерял. Ханты молятся здесь, просят божество помочь им в жизненных передрягах. "Сын болел лейкозом, от лечения отказались даже свердловские врачи. И мы с мужем пошли к "Старику", принесли в жертву петуха, помолились, попросив здоровья сыну. Десять лет уже как он выздоровел", - рассказывает Нина Гарифуллина, внучка первого согомского учителя.

Удивительно, что при утрате национальных традиций, хантыйского языка, жива вера в духовных хранителей родов Вайветкиных и Сургучевых. Местные жители называют их вотчинниками. О вотчинниках говорят как о реальных существах, помогающих в трудные моменты. Видят вотчинника как невысокого мужчину в кепке, но близко с ним не общаются.

Стоит Согом на берегу таёжной речки Согомки, не замерзающей даже в сильные морозы. Есть возможность купаться круглый год - некоторые согомцы моржуют уже много лет. Для туристов там раздолье - только вот дороги нет. Летом - шлюпка, зимой - переполненный вертолёт. Отеля в деревне тоже нет, но недавно община "Согом" оборудовала небольшую гостевую комнату для приезжающих - а это уже шаг вперёд. Со временем здесь появится и туристическая зона, вполне доступная для добрых и любознательных людей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах