Примерное время чтения: 9 минут
92

Продажи новых автомобилей в России в год могут составить около 600 тыс штук

Общий официальный объем продаж за прошедшие семь месяцев текущего года едва превысил 400 тысяч новых автомобилей
Общий официальный объем продаж за прошедшие семь месяцев текущего года едва превысил 400 тысяч новых автомобилей pixabay.com
Югра, 8 августа - АиФ-Югра.

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в банке «Открытие») проанализировали итоги авторынка России за июль 2022 года.

Во второй летний месяц было реализовано 32,4 тысячи новых автомобилей, на 17% больше, чем в июне 2022 года, но на 75% меньше, чем в июле в 2021-м. Продажи а/м Lada при этом оказались самыми высокими за последние 4 месяца – 10 323 а/м, а общая доля марки на рынке достигла 32%.  Рейтинг моделей продолжили возглавлять отечественные Lada Granta и Lada Vesta, а вот прежний лидер среди иномарок – Kia Rio - выбыл из медального зачета. Если рынок сохранит нынешнюю динамику, то официальные продажи в августе составят – 35-36 тысяч, а по итогам года - порядка 0,6 миллиона автомобилей. Улучшить результат может расширение АвтоВАЗом производства, господдержка и увеличение объемов продаж марок из Азии.

«Китайцы» и Lada помогли рынку продолжить рост

Общий официальный объем продаж за прошедшие семь месяцев текущего года едва превысил 400 тысяч новых автомобилей (-58% к аналогичному периоду 2021 года). В прошлом году тех же объемов сбыта авторынок достиг уже в середине апреля. Всю весну и два прошедших летних месяца наш авторитейл был вынужден работать на рынке, который сжался по объемам продаж иномарок до уровня середины 90-х годов XX века. Причем, если в те времена можно было относительно спокойно приобретать автомобили российских брендов, то сейчас серьезные проблемы и с ними.

В июле падение продаж двузначными темпами относительно прошлого года все еще сохраняется. В то же время по сравнению с провальным маем (24,3 тыс. а/м) текущего года и немногим более обнадеживающим июнем (27,8 тыс. а/м) июль (32,4 тыс. а/м) вновь порадовал положительной динамикой продаж (+17% к июню). Рост был обеспечен за счет постепенного восстановления бизнеса по бренду Lada (дилеры марки в конце июня начали получать небольшие партии моделей Granta и Niva) и относительно уверенных поставок в дилерскую сеть китайских машин (в отсутствии конкуренции «китайцам» удается занять все большую долю рынка). Кроме того, уже порядка 3,3 тысячи российских автомобилей было реализовано в июле благодаря поддержке кредитных и лизинговых продаж от Мипромторга.

Также надо учитывать, что реальные продажи новых а/м официальными авторитейлерами могли бы добавить к итогам июля еще порядка одной-двух тысяч единиц ввезенных по параллельному импорту ТС. Пока рублю сохраняют относительно высокую стоимость к доллару, схема параллельного импорта будет оставаться выгодной.

А вот официальный рынок других иностранных моделей продолжает сжиматься. Остатки запасов ввезенных ранее машин практически не распродаются. На них по-прежнему выставлены заградительные ценники.

Оптимизированные комплектации и поддержки

В течение июля в нашей стране было продано 32,4 тысячи новых автомобилей (+17% к июню текущего года, -75% к июлю 2021-го). В этот объем, как и прежде, не входят автомобили концернов BMW, Chery, GM и Mercedes-Benz.

Марка Lada по-прежнему сохранила за собой первое место. В июле было реализовано 10,3 тысячи новых машин, почти на три тысячи больше, чем в июне, но на 68% меньше, чем в июле 2021 года. При этом доля марки растет, приближаясь к трети рынка – 32% (+7 п.п. за месяц). По части моделей у Lada лидируют по продажам те, которые можно купить здесь и сейчас, то есть те, что есть в наличии в шоу-румах. Так, Granta разошлась тиражом в 6 541 а/м, это почти двукратный прирост к июню текущего года, но все еще на 40% меньше, чем в июле в 2021-м. Запасы Vesta ожидаемо скудеют, но их пока хватило на то, чтобы выдать покупателям 1,6 тысячи а/м (-84% к июлю 2021 года). Две другие модели Lada – Niva Travel и Legend  - купили 980 клиентов (+11% к июню 22 г., -78% к июлю 21-го). Постепенное восстановление продаж тольяттинских вседорожников и самых бюджетных малолитражек, естественно, неслучайно. Эти модели, хотя и лишенные ABS и надувных эйр-бегов, АвтоВАЗ начал производить в июле в более-менее серьезных количествах.

Бренд Kia реализовал 3,9 тысячи а/м (-77% к июлю 21го). При этом бестселлер марки – Rio -   выбыл из медального зачета моделей 1 161 а/м (-79%). Со своего китайского завода корейцы его к нам не везут, а предприятие под Санкт-Петербургом так и не вышло из режима простоя.

В свою очередь Hyundai (3,4 тысячи а/м, -75%) сохраняет пока третье место. Спасибо нужно сказать по большей части старым запасам машин. В то же время скромного количество сделок по Creta (1,3 тысячи а/м, -75%) хватило, чтобы модель стала лучшей по продажам иномаркой России. А вот ее родственник Solaris (385 а/м, -92%)  «скатился» на 19 место. Впрочем, обе модели Hyundai, лишившись «подпитки» с того же питерского производства, рискуют уже осенью оказаться за пределами топ-25 моделей. 

Пользуясь моментом

Зато в рейтинге популярных моделей все больше «китайцев». Так, Haval Jolion (1 050 а/м, + 6%) второй месяц подряд сохраняет место в пятерке. Вплотную к нему подобрался Geely Coolray (995 а/м; -28%). Именно эти две модели делают кассу своим брендам. При этом все машины Haval целиком разошлись в июле тиражом в 1 973 а/м (-33% к аналогичному периоду в 21-м), а Geely выбрали 1 902 покупателя (-24%). Другие китайские марки пока или не могут похвастать столь же уверенными продажами или, как в случае с Chery и Exeed, скрывают ежемесячную статистику от AEB.

В свою очередь «европейцы» так и не стали возобновлять поставки, нередко продолжают сокращение персонала, а некоторые уже и вовсе закрыли даже свои российские сайты. Так уже поступили марки Ford (167 а/м, -91%) и Renault (1 656 а/м; -85%). Прежде уверенно державшиеся в топ-10 марок автомобили Volkswagen (538 а/м, -92%) и Skoda (635 а/м, -92%) тоже постепенно становятся в России штучным товаром. Заводы в Нижнем Новгороде и Калуге уже почти полгода простаивают. И, наконец, «японцы», хотя и остаются желанным товаром в России, все же сократили официальный бизнес значительнее сильнее, чем «европейцы». Продажи Honda, Infiniti, Lexus, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suzuki и Toyota снизились в июле относительно прошлого года в среднем на 85-97%. При этом машины последней марки – это едва ли не самый ходовой товар для «серого» импорта.

В целом пока все постепенно идет к тому, что десятку лучших по продажам марок нашего рынка уже к концу текущего года, помимо Lada, UAZ, GAZ и двух «корейцев», составят пять «китайцев» – Haval, Geely, Chery, Exeed и Changan.    

В августе можно рассчитывать на 35-36 тысяч новых автомобилей, по итогам года – 0,6 млн штук

В текущем году август может показать падение рынка на 70-72% к аналогичному месяцу в 2021-м. Причем роста количества выдач автомобилей в салонах можно будет ожидать ближе к третьей декаде месяца, когда учебный год заставит россиян вернуться из отпусков. С одной стороны, это означает сохранение тенденции восстановления авторитейла относительно предыдущих месяцев. С другой, надо напомнить, что в августе прошлого года наш рынок уже начал «проседать» относительно уверенных ежемесячных продаж прошлых лет в 150-160 тысяч машин. В последнем месяце лета 2021 года было реализовано 114 тысяч новых автомобилей.  В этом августе можно рассчитывать, что в абсолютных цифрах он будет закрыт на уровне порядка 35-36 тысяч новых автомобилей.

Важный фактор роста остается прежним – выделенные правительством два десятка миллиардов рублей на стимулирование спроса. Но прибавить в объемах за счет этих денег смогут продажи в основном марки Lada. Насколько именно, вопрос до сих пор открытый. Прежняя проблема с комплектующими не решена. Так, в начале августа выяснилось, что уже установленные на автомобили Largus блоки ABS одного из новых китайских поставщиков оказались не лучшего качества. Дефицитные универсалы вновь нуждаются в доработке. Другой козырь АвтоВАЗа – обновленная Vesta  - тоже не сможет пока помочь заводу в скольких-нибудь значимых масштабах. В сеть будет отправлено лишь порядка тысячи автомобилей (их собирали еще в Ижевске из запасов машинокомплектов). Определенности с новыми поставщиками деталей также до сих пор нет.

Также, по мнению авторитейлеров, через ручейки «серого» импорта салоны смогут постепенно наращивать продажи иностранных автомобилей в основном среднего и премиального ценового сегментов. По разным оценкам, дилеры, которые уже наладили эпизодические поставки такой техники из Казахстана, Киргизии, Китая, ОАЭ и Турции, могут суммарно реализовать в августе до трех тысяч таких машин. Кроме того, должна быть охвачена и Белоруссия. Так, в конце июля официально ушедшая из России компания Renault предложила своим поклонникам покупать ее автомобили на рынке этой страны, где салоны французского бренда продолжают работать. Однако по-настоящему насытить бюджетными иномарками наш рынок в больших масштабах могли бы полноценные конкуренты Hyundai Solaris и Kia Rio. Но возить по «серым» схемам относительно дешевые (за 1,5-1,6 миллиона руб.) автомобили любых марок в нашу страну невыгодно.

Не спешат начинать поставки таких машин и китайские производители. «Чайна-марки» и их импортеры предпочитают делать бизнес в основном на кроссоверах, которые при схожих накладных расходах по дистрибуции дают наиболее внушительные заработки. Причем продают китайские паркетники в России порой вдвое дороже, чем на родине. И, если и снижают у нас на них цены, то не напрямую, корректируя РРЦ, а в основном за счет временных скидок-поддержек по trade-in и F&I. Тем не менее, общий объем продаж китайских машин продолжит расти. Франшизы «чайна-марок» за последние несколько месяцев купили даже те салоны, которые прежде специализировались в основном на машинах премиального класса. Также «китайцы» стали лидерами по числу новых моделей и продолжают обещать расширение портфеля марок.

Так или иначе, но если ежемесячные продажи осенью и в начале зимы поднимутся до уровня 40-45 тысяч машин, то общий годовой объем рынка составит порядка 0,6 миллиона новых автомобилей. Это ниже плана Минпромторга в 750 тысяч новых а/м, но лучше наших ожиданий периода мая-июня, когда продажи падали значительно ниже 30 тысяч машин в месяц.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах