Примерное время чтения: 7 минут
482

Дневник немца в Сибири: Из «Описания Сибири»

Яков Яковлев / АиФ

Альбрехт Доббин родился в г. Ростоке на севере Германии. В звании капитана сначала служил в шведской армии, а затем – в русской. Семнадцать лет из его российского служебного формуляра пришлись на Сибирь. Там-то капитан-наёмник и записал свои наблюдения и размышления, который в декабре 1673 г. будучи в Москве передал профессору Дуйсбургского университета доктору правоведения Арнольду фон Бранду, прибывшему ко двору царя Алексея Михайловича в составе посольства бранденбургского курфюрста Фридриха Вильгельма.

В 1702 г. рукопись А. Доббина была опубликована приложением к запискам Бранда, и это стало началом её шествия по Европе: уже через год вместе со всей книгой Бранда сочинение Доббина вышло в голландском переводе, откуда в 1705 г. перекочевало в известный труд Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария».

Специалисты критически относятся к доббиновскому сочинению. Автора упрекают в том, что «после его столь долгого пребывания в Сибири мы были бы вправе ожидать от него сведений более полных и более точных. По-видимому, этот иноземный капитан на русской службе был плохо осведомлён в географических вопросах и довольно неотчётливо представлял себе даже карту Сибири… Читая всё описание, трудно поверить, что оно написано человеком, который имел полную возможность за долгие годы жизни в сибирском крае узнать его полно и всесторонне; сведения его кратки и сбивчивы; географические названия сильно искажены».

Однако то обстоятельство, что А. Доббин записывал только свои впечатления и ощущения – пусть иногда и не совсем точные, а не переписывал информацию у других авторов, как это было очень распространено в то время, делает его записки важным источником по истории Сибири.

Нижеприведённый текст воспроизведён по изданию: Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. Введение, тексты и комментарии. – Иркутск, 1936. – Т. 1, ч. 2. – С. 28–31.

«…Никто из русских без повеления царя не мог приникнуть в Сибирь…»

Граница России и Сибири проходит за городом Соликамском, который лежит в трёхстах милях от Москвы на большой реке Каме… и является последним русским городом; в нём царь заставляет также приготовлять соль. Здесь находится большой камень на большой скалистой горе (шириной в 50 миль), называемый русскими Пояс Нис. Эта гора простирается до полунощного Ледовитого моря и отделяет Россию от Сибири, а также от Казани и Астрахани; идёт она вплоть до Монголии и до полуденного моря через Монголию и Китай, разделяет также калмыков.

Возле этого камня, или границы, находится узкий проход, где русскими содержится по приказанию царя сильный дозорный пост, чтобы никто из русских без повеления царя не мог приникнуть в Сибирь из России или обратно. Этим-то проходом в горе попадают в первый сибирский город, называемый Верхотурье по имени реки, при которой он расположен. Другой город, называемый Апонзойпо имени реки Апонзой, в которую впадает река Верхотурье. Затем следует город Тюмень, также названный по имени реки Тюмени, в которую впадает Апонзой. Далее идет главный город Сибири – Тобольск, названный по имени мимо текущей реки Тобола, которая, помимо названных рек, впадает в большую реку Иртыш. Этот Иртыш, почти в милю шириной, течёт из Калмыкии и Булгарии и впадает через несколько сот миль в реку Обь. Необходимо при этом заметить, что почти все местности, по которым протекает Иртыш, большею частью затопляются до сентября, до покрытия его льдом. При этом Иртыше находятся также города, как и при реках вышеназванных.

Представления европейцев XVII в. о Сибири и сибиряках Фото: АиФ / Яков Яковлев

Река Обь, пожалуй, главная из всех сибирских рек, берёт свое начало на юге, в Китае, и протекает через всю великую Монголию, пока не впадает в Ледовитое море. В [устье её] можно доплыть морским путём через множество островков не без опасности. Эта река очень широкая, т. к. в нее впадают различные другие довольно большие реки, от которых получили свое название построенные на них города – таковы: первый – Мангазея, второй – Берёзов, третий – Сургут, четвёртый – Нарым, пятый – Кетский [острог], шестой – Томск с близко расположенным от него Кузнецком, который является последним городом, пограничным с киргизами. Кроме названных рек, от которых упомянутые города получили свои имена, есть еще и другие, как например протекающая ниже Томи река Чулым, а также река Вага и Мерит в том месте, где Обь ỳже, а именно шириной в полумилю[…]

«Они не знают ничего о Боге…, молятся чёрту…»

Что же касается обитателей Сибири и названий их народностей, то мы сделаем обозрение их в порядке рек и городов.

Прежде всего, живущие около вышеупомянутого пограничного камня народы называются вогулы. Они не знают ничего ни о Боге, ни об имени его, не знают также никакого земледелия, питаются же только при помощи своих луков, которыми они убивают соболей и других животных. Строят сами свои жилища из плетёных ветвей, они называются юрты, и в них они искусно умеют ставить дымовые трубы, т. к. они не употребляют никаких печей.

За ними идут другие [народы], которые носят название татар, они распространяются вплоть до Тобольска. Эти исповедуют магометанскую веру, соблюдают обрезание, имеют своё письмо, знают земледелие, живут же, однако, тоже в юртах, но более удобных и лучше сделанных, чем у вогулов. Питаются домашним скотом, в особенности же хорошими лошадьми.

Вслед за татарами, на реке Оби, живут так называемые остяки – очень некультурный народ, одевающийся в рыбьи кожи. Питается рыболовством. Не знает ни письма, ни книг, молятся чёрту. При этом они разделяются на три различных племени, из которых одно почти не в состоянии понять другое.

Все эти люди, как вышеупомянутые, так и называемые ниже, ввиду того, что они находятся под русским господством и властью, должны каждый год приносить значительную дань, состоящую из соболей, если и не ими самими застреленных, то хотя бы купленных, а именно следующим образом: кто достигнет десяти лет, обязан первый год принести двух соболей, на второй год – трёх, на третий – четырёх и так далее – с каждым годом больше на одного соболя, пока он не достигнет двадцати лет, когда он доходит до двенадцати соболей. Так и остаётся до пятидесятого года, когда число уменьшается и дело идёт к снятию повинности[…]

При других реках – Кети и Чулыме – живут татары и остяки, одни подле других. Это разбойный народ, на которого нельзя положиться, т. к. они не держат своего слова, кому бы его не дали.

Вниз по реке Оби, в сторону моря, живут самоеды – народ, похожий на лапландцев и так же [как они] одетый. Ездят они зимой на оленях, молятся чёрту, как и остяки.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах