Примерное время чтения: 6 минут
157

Почему культура Югры держится только на энтузиастах?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Югра 07/08/2013

Чиновник, иди в театр

– На «большой земле» есть мнение: Нижневартовск – провинция, какая там культурная жизнь?

– Культура на Севере держится на талантливых людях, собирающих вокруг себя определённый круг, благодаря им, во всех городах Югры есть театры. В столичных театрах нет проблем со зрителями, залы заполняются в любое время года, во многом за счёт приезжей публики. У нас сложнее: в репертуаре необходимо учесть запросы всех возрастных категорий, каждый раз расширять зрительскую аудиторию, и в то же время держать «вкусовую» планку.

– Как быть с культурной пассивностью, когда люди предпочитают шоу серьёзному искусству?

– Конечно, легче пойти на шоу, похлопать в ладоши и что-то выиграть. Театр, выставка, хорошая музыка требуют делать над собой усилие. К этому сегодняшний зритель не приучен. Учить нужно с детства. Современный ребёнок предпочитает компьютер, ТВ-передачи. Конечно, в жизни есть место и для развлекательных шоу, и для серьёзного театра. Но настораживает отношение руководителей: поддерживают как раз массовые зрелища. Но зачем, ведь это направление может и должно зарабатывать деньги. А за его счёт можно поддержать серьёзную культуру.

– Говорят, у нашей публики нет ритуала посещения театров…

– Культурная жизнь – не просто походы в театр, кино и на выставки. Это образ жизни, потребность посмотреть, оценить и наполнить себя. Когда власть отчитывается о работе, никто не говорит, как изменилась духовная жизнь, этот вопрос не обсуждается. На первом месте – материальная составляющая: дороги, больницы и т.д. Это важно, но если не развивается культура, общество топчется на месте. Кроме того, существует закон общественного подражания: все социальные группы в любых действиях подражают элите. Это же касается отношения к культуре. Например, когда-то действующий мэр Волгограда в интервью сказал: «Я вообще-то люблю футбол, но хожу в театр, знаю артистов. Это моя обязанность».

– Как сказался на учреждениях культуры переход к автономии?

– Пока он ничего не изменил. Однако, если городу не хватит денег, нас могут отправить в свободное плаванье. Но театр не может и не должен быть самоокупаемым. Это штучный товар. Его нужно оберегать, чтобы зрители увидели не ширпотреб, а настоящее искусство. Зарабатывая деньги, мы начнём работать на потребу не лучшей части зрителя.

Какой Сирано после утренника?

– В Югре множество сёл, жители которых не имеют доступа к серьёзному искусству. Что делать с этим?

– Проводить гастроли, готовить выездные спектакли, готовить публику – едет театр! Площадки в сёлах для театра не приспособлены. Выпуская премьеру, мы рассчитываем, что у нас есть свет, звук, определённый размер сцены, декорации. Мы не можем поехать в село с двумя стульями, если мы говорим о серьезном искусстве. Нужна заявка на определённую гастрольную деятельность со всеми вытекающими обстоятельствами.

– Сложно с кадрами?

– В своё время мы сделали верный шаг: набрали старшеклассников в студию и курсом отправили в театральный вуз – город это оплачивал. Сейчас им уже под тридцать. Пора растить новое поколение. Чем привлечь? У актёров небольшая зарплата, не решаются проблемы с жильём и т.д. В первую очередь, необходимо повысить социальный статус работника культуры. Часто спрашивают: почему вы не зарабатываете на тех же детских праздниках, шоу, вечерах? Вероятно, это можно, но что получит театральный зритель вечером – искусство или ширпотреб? Чтобы держать зал, актёр должен сам быть наполнен, а если он «отхалтурил» на утреннике, а вечером играет Сирано де Бержерака?

Досье АиФ-Югра
Наталья НАУМОВА родилась в 1952 году в городе Ачинск Красноярского края. В 1978 году окончила Челябинский государственный институт культуры. Училась в Лаборатории молодых драматургов России у Зиновия Корогодского. Кандидат педагогических наук. В 1985 переехала в Нижневартовск и создала театр-студию «Скворечник», которая со временем переросла в профессиональный Городской драматический театр.

– Согласно окружной программе развития культуры, в Югре планируют увеличить число известных людей. Это возможно?

– Это нужно. Каждому поколению нужно на кого-то равняться. В любом городе есть достойные люди, из них нужно делать «звёзд»: привлекать СМИ, проводить встречи, использовать рекламные технологии – они должны быть на виду. Герой рядом – мальчишкам и девчонкам есть кому подражать. Творческую личность нужно ценить, особенно в провинциальных городах, когда их единицы . От нас уезжает режиссёр театра обско-югорских народов «Солнце» Анна ВИШНЕВСКАЯ, и никто не обеспокоен, что будет с театром – уходит творческий лидер! В такого человека нужно просто вцепиться. Сейчас время не-театра, не-искусства. Творческие люди не имеют ценности. А ведь они делают огромное дело, результат которого сразу не увидишь, должно вырасти поколение. Я настраиваю коллектив театра: «Мы растим поколение, принципы которого формирует наш театр».

Цитата: Большое беспокойство у Натальи Наумовой вызывает современная ситуация с устной речью. «В нашем языке запечатлена высокая миссия русской нации, – считает режиссёр. – а то, что творят с языком политики, учителя – ужасно. Происходит подмена: мы говорим словами без корней. Что такое бомж? В этом слове нет корня. Раньше как называли? Бедолага, бездомный, и это вызывало жалость. Каждое слово должно иметь отклик, а сейчас слова ничего не значат. Нужно возвращаться назад, к тому, что уже накоплено нашей историей, культурой, возвращаться к истокам. Тогда можно что-то исправить».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах