Примерное время чтения: 6 минут
1112

Тамара Лычкатая о культуре, театре и зрителе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Югра 17/04/2013
Фото из личного архива Тамары Лычкатой

Из песни слов не выкинешь

- Тамара Никифоровна, многие отмечают, что уровень культуры россиян сейчас невысок. Вы что думаете по этому поводу?

- Одна из важных составляющих признаков культурного человека - это образованность и воспитанность. Не секрет, что с образованностью дело обстоит не лучшим образом, убеждаться в этом приходится нередко. На премьере спектакля по Ремарку кто-то из журналистов спросил меня о романе «На Западном фронте без перемен»: «Почему вас заинтересовала эта ПЬЕСА?». В других сферах, думается, та же ситуация.

Считаю, что корни проблемы - в системе образования. В подаче материала, в обучающих программах. Именно системой образования для новых поколений формируются культурные ценности и, соответственно - запрос на культуру, необходимость получения культурной услуги, если хотите.

А за нравственные идеалы отвечает семья. И на этих этапах что-то не так. Там беда! В итоге эта беда идёт во власть. Сейчас большинство руководителей выбирают тот же хоккей, а не хороший спектакль или концерт классической музыки. Это воспитывалось десятилетиями. С установлением диктатуры пролетариата культура сразу стала не очень нужной. Она финансируется по остаточному принципу, и отношение к ней «остаточное».

Думаю, сейчас руководители с высоким уровнем культуры просто не нужны. Нынешнее время - период воцарения воинствующей серости. Период не борьбы идей и инициатив, а борьбы с противником. Да, пожалуй, главные технологии, которым обучены нынешние управленцы - это технологии достижения власти во что бы то ни стало.

- Но власть запретила нецензурную брань в литературе, кино, теле- и радиопередачах, на массовых мероприятиях. Это, по замыслу законотворцев, должно повлиять на повышение культурного уровня народа.

- Запрет - это плохо. Из песни слов не выкинешь. Если это есть в тексте, то пусть оно там и будет. Просто во всём нужно знать меру. Понятно, что спектакль о «лихих девяностых», может, и требует героев, которые прибегают к обсценной лексике. Но при этом в силах режиссера спектакля направить эмоцию и мысль зрителя в позитивное, созидательное русло - например, вводом персонажа положительного, выражающегося литературно.

Зрителя хочется удивлять

- Сургутский зритель часто ходит на спектакли?

- Могу сказать, что премьеры Сургутского театра проходят при аншлагах.

Обычным образом спектакли театра посещают не менее 300 человек. Замечу, наш зрительный зал рассчитан на 600 мест. Показатель вместимости зала все как-то забывают, говоря об аншлагах в камерных московских театрах - скажем, в «Табакерке» (где зал рассчитан на 100 зрительских мест).

- В репертуаре вашего театра более 50 спектаклей, объединённых концепцией «Версия молодых». Зрителям больше интересны спектакли по рассказам Чехова или по их мотивам?

- Наш зритель, к сожалению, скорее книжку Чехова возьмёт после того, как спектакль посмотрит. Это не Москва, где люди сравнивают постановки какой-либо пьесы в разных театрах: МХАТе, Малом и др. Наш зритель всё больше уходит от дискуссии, общения. Мы начинаем замыкаться в виртуальном мире. Скоро и разговаривать-то будем на слэнге. Театр, работая на базе драматургического материала, не позволяет забыть русский язык. Он позволяетобщаться.

- Может, пора театру «идти в народ», гастролировать «по городам и весям»?

- Такое мнение - это последствия нашей советской эпохи. Когда искусство несли чуть ли не в постель к людям, а на полевые станы балет возили. Театр ежегодно ездит с гастролями по населённым пунктам округа в рамках целевой программы. Но… Театр, конечно, приедет с выступлением в технически неоснащённое помещение, в этот сельский клуб. Мы можем и там выступить. Но, считаю, эффект от этого нулевой. Для понимания, что такое театр, сельским жителям нужно самим выбраться в город и прийти к нам нарядными, посидеть в фойе, послушать наш ансамбль, выпить чашку кофе, затем зайти в НАСТОЯЩИЙ театральный зал и посмотреть НАСТОЯЩИЙ спектакль - как кусок другой жизни… Я давно предлагаю выделять деньги не нам, чтобы мы летом ехали куда-то обслуживать детей, а на транспортные услуги, чтобы дети смогли приехать к нам в театр.

- Есть трудности у театра?

- Большие проблемы с кадрами. Вопрос в той же зарплате. В Москве съёмочный день в массовке актёра с высшим театральным образованием стоит от15 до 25 тысяч рублей. Зарплата актёра в нашем театре - 30 тысяч в месяц. И фактически нет финансирования на развитие. Здание театра требует капитального ремонта: крыша течёт…

Устаю от безнадёги, когда не нахожу способов убедить чиновников принять то или иное решение, от которого зависит судьба театра. От этого больно и обидно.

-Уехали бы Вы работать за рубеж, в спокойных условиях «творить» театр?

- Если бы я получила предложение и знала язык, то подумала бы. Возможно, согласилась бы поехать в Берлин, где дан карт-бланш театральному искусству. Но своё будущее связываю только с Сургутом.

Досье

Тамара ЛЫЧКАТАЯ родилась в 1948 г. в г. Луганск. В 1981 г. окончила режиссёрское отделение Харьковского ГИК. В Сургуте с 1986 г. Один из основателей Сургутского музыкально-драматического театра. Заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, член Союза театральных деятелей РФ. Замужем. Воспитала сына.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах