Хореограф по образованию, актер Петр Парфиров вот уже семь лет играет на сцене Ханты-мансийского театра кукол, а также примеряет на себя режиссерские вериги.
Хочется масштаба и объема
- Что сегодня в округе происходит с театром?
- Вообще театр любит время. Сколько лет театрам Москвы? 100, 200. А нам? Самый старый в округе - театр кукол «Барабашка» в Нижневартовске - 20-25 лет. Поэтому я считаю, что сейчас театр нашего округа находится в стадии становления. Существует фестиваль «Белое пространство», который собирает все театры округа, в ходе него и происходит общение с коллегами. Мы все знакомы между собой, нас мало, но мы в тельняшках! Знаю, что директора постоянно общаются между собой, обсуждая какие-то общие проблемы, обмениваясь опытом.
- За время работы в театре вы успели попробовать себя как режиссер пример тому - пластический спектакль «В клетке». Что это опыт вам дал?
- Режиссер - человек, который хочет выговориться на определенную тему. Если оратор выходит на трибуну и говорит, то режиссер делает это с помощью образов. Мне захотелось попробовать это на себе, темой была обозначена наркомания, зависимость. Я начал собирать материал: читать литературу, смотреть фильмы, чтобы, можно сказать, прочувствовать все на себе. После - начался процесс постановки. Я взял непосильную, казалось в тот момент, ношу: разработку сценария, режиссирование, исполнение главной роли и хореографию. В итоге было совершено много ошибок, но, на мое удивление, спектакль удался. Режиссер создает, актеры же исполняют. Да, в их работе есть место творчеству, но в заданных рамках, в то время как режиссер имеет простор для реализации своих идей: чем больше ответственности, тем больше свободы. Тот, кто хочет стать режиссером, должен стремиться к этой свободе.
- Не так давно в театре кукол состоялась премьера спектакля «Маленькие истории о любви». В одной из сцен ваш герой ведет чувственную переписку с воз любленной, но в один момент, когда дело принимает серьезный оборот, перестает отвечать и читать ее письма. У многих зрителей остался вопрос - почему? Как вы ответили для себя?
- Мы с коллегами задавались этим вопросом, вели дискуссии. Для себя я ответил так: не хочется терять новизну отношений, когда есть полет. Не хочется трудностей. Поэтому герой останавливает эти отношения, дабы сохранить чувства, которые есть сейчас. И, помимо всего, существует страх любить, боязнь полностью отдаться чувству.
- Так кем вам нравится быть больше - актером или режиссером?
- Я был бы готов полностью уйти в режиссерскую стезю, если бы не желание находиться на сцене и получать овации, при условии, конечно, что все удается. Сцена - это зависимость, преодолеть которую очень тяжело. Я пробовал уходить - полгода занимался другой деятельностью, но в итоге все равно вернулся. Сейчас я хочу развиваться в обоих направлениях, одно другому не мешает, но помогает. Почему бы нет?
- Есть ли «потолок» в актерском развитии артиста из маленького города?
- Безусловно. И с этим сталкиваются, наверное, все провинциальные актеры. Ты доходишь до определенной точки и задаешься вопросом: ну и что дальше? Емкость города мала, ведь постоянно посещает в театр всего 3-4 процента населения. Сейчас через нас проходит 15 тысяч человек в год, это мало. Хочется масштаба и объема. Есть такое распространенное мнение: если ты из провинции - ты априори «недо». Недоактер, недорежиссер - как хотите. Стоит мне уехать в Москву и через месяц приехать с афишей столичного актера - это привлечет больше внимания. К сожалению, это наша проблема. Даже если мы будем очень крутыми артистами и приедем в любой другой город - нас будут воспринимать как провинциальных артистов. И дело тут не в отношении людей к театру, а в значимости статуса, на который обращают внимание в первую очередь.
Обмен энергией
- В Югре нет ни одного вуза, который занимался бы профессиональным обучением актеров. А это значит, что подавляющее большинство радующих нас своим творчеством актеров - приглашенные или случайно оказавшиеся здесь специалисты со всеми вытекающими проблемами?
- Немного людей согласится переехать в Ханты-Мансийск, прежде всего, из-за его географического положения. Плюс ко всему сократилось количество предоставляемого артистам жилья. В провинциальных городах, где люди не смогут много зарабатывать, оказывают поддержку, решают пресловутый «квартирный» вопрос. Нам приходится жилье снимать. Около пяти лет помогают оплачивать 50% стоимости. А дальше - сами выкручивайтесь. Простите, но давайте говорить откровенно: с зарплатой актера театра за такой срок на квартиру не заработать, вне зависимости от категории.
- Но ведь кто-то все-таки приезжает…
- Да. За это нужно благодарить театральных директоров, которые каким-то образом находят решения, чтобы привлечь и удержать людей.
- Работа актера отнимает много сил, особенно в моральном плане. Как вы восстанавливаетесь?
- Прилив энергии нужно искать не вовне, а во время работы. Я наслаждаюсь, играя на сцене, отдаю себя зрителю и получаю то же в ответ. И это, кстати говоря, не равноценный обмен. Получаю я гораздо больше. - Из всех персонажей, которых вы сыграли, кто запомнился больше? - «Мцыри». Это моноработа, где я читаю поэму целиком. С главным героем меня роднит возраст. При подготовке мною была проведена огромная актерская работа, она и сейчас проводится. Передо мной стояла сложнейшая задача. После премьеры я только приблизился к ее решению, но все еще есть куда расти.
Михаил ГАСАНОВ