233

Особые дети Югры начинают учиться в обычных школах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Югра 27/05/2015
пресс-служба регионального правительства / Из личного архива

Термин «инклюзивное образование» вошёл в нашу жизнь сравнительно недавно. В советской школе практически не было детей-инвалидов. Они учились дома. Скрыто. Обособленно от всех. Это было нормально. А как сейчас учатся дети с ограниченными возможностями здоровья?

Среда – доступная?

Времена меняются, и сегодня получить образование могут все дети, независимо от ограничений возможностей их здоровья. Это закрепил закон. Инклюзивное образование даёт возможность детям с ограниченными возможностями здоровья ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году. За пять лет российские города должны были стать более приспособленными для жизни инвалидов. Округ много работает над этим. К 2015 году инклюзивное образование должно быть доступно в каждой пятой школе Югры - такое поручение дала глава региона Наталья Комарова.

Чтобы внедрить принципы инклюзивного образования, школы оснащают специальной мебелью, спортивным инвентарём, компьютерными программами и учебниками.

«Здание нашей школы при проектировании было рассчитано на доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с проблемами опорно-двигательного аппарата. Есть пандусы, лифты, как в старшей, так и в начальной школе, - рассказывает директор школы №4 Ханты-Мансийска Василий Репский. - Сейчас в школе учатся 11 детей-инвалидов разного возраста с разными проблемами. Это не много. Но они учатся по обычным образовательным программам в обычных классах. 1 сентября в школу придут  выпускники реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик» - дети с ДЦП».

Где взять ассистентов?

Пока в школу «записаны» семь таких ребят. С одной стороны – не так и много, с другой – нужно сделать всё, чтобы им было комфортно не только учиться, но и чувствовать себя в школе. Учесть сотню самых простых вещей, которые нужны особому ребёнку.

Четвертая школа, можно сказать, в самом начале пути. И самая большая проблема, по мнению директора, заключается в отсутствии ассистентов. Не тьюторов, а тех, кто сможет сопровождать ребенка до столовой или туалета.

«Ассистент - это проблема, хотя требования к ним невеликие, - говорит Василий Репский. - Собираюсь пойти в управление опеки с этим вопросом. Мы говорили предварительно с родителями. Они готовы дежурить по одному раз в неделю. Знаю по опыту других территорий, что именно так большинство улаживает проблему».

Есть вопросы, которые просто невозможно решить теоретически или дистанционно. Потому что они возникают в процессе. Василий Михайлович предлагает встретиться через год, чтобы поговорить о первых результатах.

«У всех родителей разные желания. Кто-то хочет, чтобы ребенок учился в общеобразовательном классе. Другим, напротив, было бы удобнее, чтобы их дети учились вместе, а в обычные классы приходили бы на уроки музыки, технологии, встречались бы на общешкольных мероприятиях, - объясняет Василий Репский. - Пока не знаю, какой из вариантов мы выберем для себя».

«Сейчас те 11 особых детей, которые у нас учатся, хорошо влились в коллектив, - продолжает директор. - Рассажу один случай. В одном из младших классов есть девочка с проблемами опорно-двигательного аппарата. Когда мы проводили тренировочную эвакуацию, видели бы вы, как трогательно каждый из ребят старался помочь своей однокласснице, а учительница выносила её на руках. Они уже умеют учитывать интересы другого, отличного от них человека».

Смысл школы для любых детей именно в этом - не просто добиться освоения материала, а научить существовать в обществе людей с разными способностями.

Когда заработает особая программа?

Проблемы у особых детей разные. Для каждого такого ребенка необходима своя, адаптированная программа. Поделиться опытом с коллегами могут работники ханты-мансийской школы №2, где большая часть детей с ОВЗ – с задержкой психического развития.

«По инклюзии мы уже лет пять как работаем, - рассказывает замдиректора по учебно-воспитательной работе Галина Зуйкова. - Нормативной и методической базы, программ, рекомендательных методических материалов тогда не было. Поэтому мы вынуждены были написать свой инновационный проект. Защитили его, сертифицировали. Сейчас стало легче. В этом году приняли основную адаптированную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья для начальной школы, и она вступит в действие в 1 января 2016 года. Сейчас идет подготовка нормативной базы, локальных актов учреждений, документы разрабатываются на федеральном уровне. Мы же идем немного вперед. Если на российском уровне есть адаптированная программа только для начальной школы, у нас она для детей с задержкой психического развития есть и для основной».

В школе №2 учатся 135 особых ребят, из них 14 детей-инвалидов. На каждой параллели открыто по одному классу для детей с ЗПР. Есть класс индивидуального надомного обучения, где с учениками работает тьютор.

«Можно сказать, что это штучная работа, здесь нет потока. Но, наверное, так и должно быть. К каждому - индивидуальный подход, по способностям. Мы постоянно работаем с родителями, стараемся учитывать их пожелания», - делится директор школы Алексей Лобанов.

При этом школа не теряет и одарёных детей, которые тоже - товар штучный. Отношение общества к особым детям меняется, и сегодня родители уже не смотрят на инклюзивное образование свысока.

Маленький класс

«Таких ребят нельзя изолировать! Бывает, ребята «подтягиваются», со временем переходят учиться в классы общеобразовательной школы. У детей с ограниченными возможностями здоровья есть свои достижения. Наши дети занимали призовые места в олимпиадах по физкультуре, пробуют себя в ОБЖ, - объясняет школьный педагог-психолог Дамира Байбикова. - А сами ребята меньше всего замечают различия, общаются между собой, ездят на экскурсии. Мы не афишируем особенности класса. «Маленький класс», мы их называем. По закону, количество детей в группе не может быть больше 15 человек. Они у нас и на сцену выходят. Участвуют в смотрах строя и песни, концертах, фестивалях».

Дети-инвалиды, которые учатся дистанционно, если согласны родители, могут приходить заниматься в школу один-два раза в неделю для лучшей социализации.

К сожалению, количество особых детей увеличивается. Это общероссийская статистика. Мы не можем отрицать очевидного. Инклюзивное образование - лишь еще один шаг в длинном пути к толерантному обществу. Наши дети этот шаг уже делают.

Справка
В Югре - 6060 детей школьного возраста с различными нарушениями развития. 2262 детей-инвалидов, и 3798 детей с ограниченными возможностями здоровья. 163 ребёнка-инвалида и 1182 школьника с ОВЗ учатся в коррекционных классах. В обычных классах 365 общеобразовательных учреждений округа учится 1251 ребенок-инвалид и 1227 детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2014 году сеть базовых общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, выросла более чем в два раза. В 2013 году таким требованиям к оборудованию отвечали только 5,5% от всех образовательных организаций, в 2014 – уже 12,8%. В 2014 году создана универсальная безбарьерная среда для обучения лицами с ОВЗ в 40 общеобразовательных школах, в том числе для инклюзивного образования. К концу 2015 года будет создана универсальная безбарьерная среда ещё в 26 общеобразовательных школах. До конца 2020 года в округе планируется формирование сети общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития до 35 % от общего числа образовательных организаций.

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах