В 2018 году в Югре отметят историческую дату - 825-летие со времени возникновения первых княжеств Югры, о которых уже в 1193 году повествовала «Новгородская первая летопись». Как были устроены княжества? От кого защищались? Об этом рассказывает доктор исторических наук Елена Мартынова.
Сопротивлялись отчаянно
- Елена Петровна, при каких обстоятельствах северные княжества попали в орбиту влияния Великого Новгорода?
- Североугорские земли в орбиту влияния Великого Новгорода попали в начале второго тысячелетия нашей эры. С XII в. новгородцы совершали походы в Югру, их привлекали пушные богатства Северного Урала. В ходе этих походов происходили столкновения с местным населением. Скорее всего, для отражения русского натиска были объединены усилия североугорских городков, результатом чего явилось образование Обдорского, Ляпинского и Кодского княжеств в бассейне Нижней Оби.
- Югра оказывала вооруженное сопротивление?
- Да, это было упорное сопротивление. Отмечу, что дань взималась с большими потерями. Так, в 1187 г., как свидетельствуют летописцы, «избьены быша печерьские даньники и югорьскии». После избиения сборщиков дани в Югру в 1193 - 1194 гг. была послана целая рать (около 300 человек) во главе с воеводой Ядреем, избранным новгородским вече при поддержке князя и архиепископа. Ядрей требовал, кроме пушнины, и серебро, хранящееся на святилище – «храмине». При осаде югорских городков дружина встретила сопротивление, организаторы по хода были убиты.
- Что из себя представляли «угорские княжества», о существовании которых свидетельствуют русские письменные источники. Как были внутренне устроены?
- Известно, что по Нижнему Иртышу, Нижней и Средней Оби существовали угорские княжества: Обдорское, Ляпинское, Кодское, Казымское, Белогорское, Пелымское, Кондинское, княжества Нимьяна, Бояра, Бардака. «Остяцкие городки» представляли собой укрепленные поселения площадью 2000 - 3000 кв. м, обнесенные валом и частоколом. В низовьях Оби городки были несколько меньшего размера - 300 - 600 кв. м. Большинство населения проживало не в таких городках, а в неукрепленных селениях, расположенных часто у подножия террас, на которых находились городки. В городке находился сам князь, а также его родные, слуги и небольшая часть жителей, и только при большой опасности в них укрывался и народ. Главная обязанность князей, судя по фольклорным сведениям, состояла в выполнении функций военачальников. Они ведали обороной своих княжеств от врагов. Известный исследователь Г.Ф. Миллер обратил внимание на оборонительную функцию городков, которые должны были во время вражеского нашествия дать безопасный приют женам и детям остяков с их пожитками. Неукрепленные поселки, по-видимому, представляли собой сезонные промысловые поселения нескольких семей и выступали в качестве самостоятельных хозяйственных коллективов. Городок и тяготеющие к нему селения составляли общину. Можно предположить, что хозяйственные коллективы образовывались по родственному принципу, а община-городок в целом являлась объединением территориально-родового характера. Городок был военно-оборонительным, административно-политическим, торговым и культово-ритуальным центром общины. По-видимому, в каждом городке имелось свое святилище с божеством-кумиром. В низовьях Иртыша, судя по материалам Сибирских летописей и сведениям Г.Ф. Миллера, во время военных действий с русскими казаками существовало Демьянское княжество. Демьян характеризуется летописями как «большой сборный князец». Столицу Демьянского княжества, по словам летописца – «городок велик и крепок», располагавшийся на Иртыше в 30 верстах ниже устья р. Демьянка, казаки не могли взять даже после трехдневного штурма, только хитрость помогла им овладеть резиденцией Демьяна.
Ермак против Самара
- Другим влиятельным остяцким князем был Самар?
- Судя по данным Сибирских летописей, Самар после Демьяна был действительно вторым влиятельным остяцким лидером, имел в «сборе» восемь «князцов». Г.Ф. Миллер охарактеризовал его как «главного князца» остяков, живших по Иртышу и Оби. Сведений о территориальном распространении власти Самара летописи не сохранили. Но указания о восьми «князцах», призванных на помощь и сражавшихся вместе с ним, позволяют предположить, что владения Самара тянулись вниз по Оби от устья Иртыша, ибо иртышские ханты упоминаются в летописях как выступившие вместе с Демьяном.
- Мы уже говорим о том периоде, когда начался процесс включения Сибири в состав Российского государства. В 1580 году Ермак походом пошел против Сибирского ханства…
- Да. Известно, что в мае 1582 года казаки отправились в «ясачный поход» по Оби и Иртышу, Сопротивление оказал князь местных остяков Самар. Небольшой отряд под предводительством сподвижника Ермака Богдана Брязги подошел на лодках к Белогородскому городку. Между русскими и ханты произошло сражение, во время которого князь Самар погиб. Северный городок был разграблен. Много позже эта территория Сибири стала частью российского государства.
- Что представляло собой Кодское княжество?
- Кода (Куда) располагалась на Нижней Оби в центре угорских земель. Границы бывшего «княжества» примерно соответствуют границам современного Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа: от с. Карымкары на юге до с. Тугияны на севере. Географическое положение Коды было выгодным: она находилась на главной водной магистрали Западной Сибири - Оби, через Коду проходили пути на север в Обдорск, на восток - в «княжество» Бардака, на юг - в Сибирское ханство. Отмечу, что к Коде приходил и один из основных путей из Предуралья в Сибирь - через Печору и верховья Сосьвы на Северную Сосьву и Обь. Внутренняя структура других хантыйских княжеств была сходной с Кодским. Так, в Обдорском, расположенном в низовьях Оби, было три городка, так же, как в Казымском княжестве. Столицей был Казымский, или Юильский городок. Ляпинское, занимавшее территорию по Ляпину, нижнему течению Северной Сосьвы, Куновату и Оби, состояло из шести городков. Княжеской резиденцией служил Ломбовож. В Коде выделялось несколько категорий населения. На вершине иерархической лестницы стояли «князцы» с членами семей. Основную массу населения городков составляли свободные люди, несшие военную службу в составе ополчения, собираемого «князьями». Остяки, не привлекаемые к службе, платили ежегодные «поминки» - приношение князю «в почесть» пушниной, реже - рыбой или предметами домашнего обихода. Были в Кодском «княжестве» и рабы. Основным источником рабства был плен, «погромный ясырь». Так, кондинские вогуличи жаловались в 1600 г., что со времен страшного разгрома, учиненного кодичами, «жены их, и дети, и сестры, и братья, и племянники у князя Игичея и у его людей в их волостях служат в холопех шесть лет». Ольга МАСЛОВА