В советское время сведений о полярно-уральской экспедиции почти не было, ее продукцию не представляли на выставках достижений народного хозяйства. Но от пристани села Саранпауль регулярно отчаливал пароход с пьезокварцем (горным хрусталем), в направлении села Березово, откуда важный груз доставляли самолетом на обработку.
Загадочный трест
№13 80 лет назад, в 1937 году, в наркомате обороны СССР был образован трест №13, в состав которого вошла Полярно-Уральская экспедиция, она вела разведку и добычу гор ного хрусталя на территории Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского) национального округа. В этом сырье остро нужда лась оборонная промышленность - раньше его закупали за границей. Ввиду исключительной важности горного хрусталя, его разведку и добычу в горах Приполярного Урала государство засекретило. Впоследствии трест №13 подчинялся разным наркоматам и министерствам, но цель была одна - обеспечить предприятия по выпуску средств связи, авиационной техники, электропромышленность необходимым сырьем. Если инженерно-технический состав для работы в экспедиции в Саранпауле подбирали в Москве, то рабочих вербовали в Омске, Тюмени, Тобольске, Остяко-Вогульском округе. Условия были тяжелые: в горах люди жили в палатках, не хватало продовольствия, спецодежды, взрывчатки, которая помогала рабочим добираться до качественных хрусталеносных жил. Причина отчасти была в сложной транспортной схеме доставки из Москвы в адрес экспедиции материалов, оборудования, продовольствия. В тресте №13 выбрали два пути в Саранпауль: через Ивдель, откуда зимой можно было доставить груз на оленях, и через Тюмень - отсюда его можно было везти на пароходе летом или на лошадях зимой, пользуясь услугами Автогужтреста. В газетах о загадочном тресте не писали, по этому его производственная деятельность отражена толь ко в материалах фонда 194 Российского государственного архива экономики. Как видно из документов, перед войной план по добыче оказался на грани провала из-за отсутствия разведанных месторождений горного хрусталя. Чтобы исправить положение, в Саранпауль при ехал управляющий трестом М.Баландин, который предложил в 1940 году создать действенные поисково-разведочные отряды. Впервые предстояло организовать добычу пьезокварца зимой. Это был своего рода эксперимент. Из запланированных на 1940 год десяти тонн пьезокварца в первом квартале добыли только тонну, во втором - две, но в целом Полярно-Уральской экспедиции повезло - содержание кварца в горной массе оказалось больше, чем предполагалось. Это был неожиданный подарок природы, при этом из нескольких тонн горного хрусталя на изготовление пьезооптических изделий использовались лишь десятки килограммов. Из-за этих килограммов приходилось содержать в горах Приполярного Урала целую экспедицию - такова была цена добываемого сырья.
Сразу бросили в горы
Полевой сезон 1941 года открылся летом, но все планы поломала война. Многих со трудников призвали на фронт, а сам трест №13 должен был эвакуироваться из Москвы в город Кыштым на Южном Урале. По распоряжению правительства, все минеральное сырье, имеющее «исключительно оборонное значение», вывезли из столицы в Свердловск. В 1941 году план по добыче был выполнен всего на 29%, в 1942 году не открыли ни одного крупного месторождения, поэтому пришлось работать на малоперспективных участках. Вопрос о том, как помочь Полярно-Уральской экспедиции, решался на самом высоком уровне - в Совете народ ных комиссаров СССР. Было принято специальное распоряжение о направлении в Саранпауль «рабочей колонны в количестве 600-700 человек». Это были мобилизованные в так называемую трудармию, куда направляли тех, кто по разным причинам не мог быть отправлен на фронт - раскулаченные крестьяне, граждане, отбывающие ссылку по политическим мотивам, в общем, неблагонадежные элементы страны Советов. В 1943 году с первым пароходом в Саранпауль прибыла рабочая колонна, людям даже не дали отдохнуть после трудного пути и сразу направили на работу в горы. Из вновь прибывших составили 25 поисково-добычных отрядов. Полярно-Уральская экспедиция получила многое из того, о чем раньше и не мечтали. Обеспеченность рабочей силой впервые составила 103%, улучшилось снабжение материалами и даже продовольствием, несмотря на военное время. В тресте надеялись, что 1943 год станет переломным, и, действительно, впервые удалось выполнить план на 93,6%. На сырьевую базу поступило около трех тонн пьезокварца, который в тресте оценили в миллион рублей.
Вера ВАСИЛЬЕВА